Каспар Давид Фридрих (1774-1840)

Содержание

Слайд 2

Каспар Давид Фридрих родился в семье мыловара. В молодости лишился большинства родственников

Каспар Давид Фридрих родился в семье мыловара. В молодости лишился большинства родственников
— в 1781 г. умерла мать художника, затем скончались его две сестры и брат.
В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794 по 1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене.

После возвращения из Дании путешествовал по различным городам Германии, пока не обосновался в Дрездене. Сблизился с кружком романтиков, включавшим Ф. О. Рунге; в 1810 познакомился с И. В. Гёте, а в 1821 — с В. А. Жуковским.

Слайд 3

Юхан Кристиан Клаусен Даль

Находился в близких отношения с норвежским художником –романтиком Юханом

Юхан Кристиан Клаусен Даль Находился в близких отношения с норвежским художником –романтиком
Далем, основоположником норвежского национального пейзажа, оказал большое влияние на его творчество.

В поисках мотивов с 1801 неоднократно приезжал на о. Рюген в Балтийском море; любил путешествовать по Саксонской Швейцарии и Гарцу; часто бывал в родном Грайфсвальде. До 1807 работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. В 1810 г. к живописцу пришёл публичный успех.

Слайд 4

Аббатство в дубовом лесу. 1810-1811

Аббатство в дубовом лесу. 1810-1811

Слайд 5

Монах у моря. 1810-1811

Монах у моря. 1810-1811

Слайд 6

Странник над облаками. 1818

Странник над облаками. 1818

Слайд 7

Крупнейший пейзажист раннего немецкого романтизма, Фридрих изображал пейзажи с человеческими фигурами, как

Крупнейший пейзажист раннего немецкого романтизма, Фридрих изображал пейзажи с человеческими фигурами, как
бы затерянными среди природы. Подчиняя пейзажные мотивы эффектам рассеянного, таинственного мерцающего или феерически вспыхивающего освещения (чаще лунного, чем солнечного), Фридрих воплощал стихийную мощь, грозную и почти мистическую беспредельность мироздания, тонкое созвучие сил природы движениям человеческой души, чувство прорыва в неведомое.

Двое, созерцающие луну
1819

Слайд 8

По его словам, его пейзажи
« … не были точными изображениями воздуха, воды,

По его словам, его пейзажи « … не были точными изображениями воздуха,
скал и деревьев….но отражением души и эмоционального наполнения этих объектов».

Скалы на острове Рюген
1818

Слайд 9

Меловые скалы на острове Рюген
Около 1818
Холст, масло. 90,5 x 71 см

Меловые скалы на острове Рюген Около 1818 Холст, масло. 90,5 x 71

Собрание О. Рейнхарта, Винтертур
Безымянный мечтатель в живописи Фридриха — своеобразный двойник зрителя, которому художник предлагает мысленно занять его место.
Таковы и фигуры на первом плане картины «Меловые скалы на острове Рюген».

Слайд 10

На паруснике
1818—20
Холст, масло. 71 х 56 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

На паруснике 1818—20 Холст, масло. 71 х 56 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Слайд 11

Для Фридриха природа была носителем глубоких религиозных переживаний и часто приобретала символическое

Для Фридриха природа была носителем глубоких религиозных переживаний и часто приобретала символическое
значение. Он использовал пейзаж как средство отобразить свои глубокие эмоциональные переживания, которые напоминали манеру письма его предшественника и земляка Альтдорфера, жившего тремя веками ранее.

Утро
1821

Слайд 12

Альбрехт Альтдорфер. Пейзаж с замком Вёрт. 1510-е гг. 

Альбрехт Альтдорфер. Пейзаж с замком Вёрт. 1510-е гг.

Слайд 13

В своём программном произведении «Четыре возраста жизни» изображены человеческие фигуры четырёх возрастов

В своём программном произведении «Четыре возраста жизни» изображены человеческие фигуры четырёх возрастов
на пустынном арктическом берегу и такое же количество судов, подходящих к берегу, но находящихся на разном расстоянии. Тем самым мастер сумел убедительно представить на полотне неумолимый ход времени. А сама сцена на фоне заката вызывает острое чувство меланхолической ностальгии.

Слайд 14

Ступени жизни. 1835

Ступени жизни. 1835

Слайд 15

Другая из наиболее популярных его картин, наиболее известная как «Крушение надежды» создаёт

Другая из наиболее популярных его картин, наиболее известная как «Крушение надежды» создаёт
острое ощущение отчаяния и безнадёжности.

Своими произведениями художник показал себя предшественником прерафаелитов конца 40-х лет ХХ века.

Слайд 16

С 1824 был профессором дрезденской Академии художеств. Оставил афоризмы и наблюдения об

С 1824 был профессором дрезденской Академии художеств. Оставил афоризмы и наблюдения об
искусстве, подчеркивающие необходимость сочетания верности натуре («душе природы») с внутренней духовной интуицией, которую считал «божественным глаголом» в сердце.
В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией.
Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене. На определенный период забытое, искусство Фридриха вновь привлекло внимание в 20 в., начиная с эпохи сюрреализма.