Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина

Содержание

Слайд 2

Запись в тетрадь:

Восьмое ноября
Классная работа
Эволюция темы свободы и рабства в

Запись в тетрадь: Восьмое ноября Классная работа Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина Конспект
лирике А.С.Пушкина Конспект

Слайд 3

Как развивается тема свободы в творчестве Пушкина?

В 19 веке в России тема

Как развивается тема свободы в творчестве Пушкина? В 19 веке в России
свободы становится центральной для всей культуры. Эта эпоха связана и с началом революционного движения, с поиском социальной свободы в обществе, и с началом развития философской мысли, с желанием понять, что есть свобода в философском смысле.

Слайд 4

Эволюция -

развитие, процесс изменения кого- чего-нибудь от одного состояния к другому

Лирика -

Эволюция - развитие, процесс изменения кого- чего-нибудь от одного состояния к другому
один из трёх родов художеств. литературы, где мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр.

Слайд 5

Несвобода, неволя, кабала, зависимость, подвластность, подчинение, плен, подчиненность

Тюрьма, кандалы, узник, темница,

Несвобода, неволя, кабала, зависимость, подвластность, подчинение, плен, подчиненность Тюрьма, кандалы, узник, темница,
тирания…

Рабство

Свобода

Воля, вольность, независимость

Небо, воздух, море, корабль, птица…

Синонимы, лексическое значение

Ассоциации и/или символы

Слайд 6

Свобода для А. Пушкина

Свобода – вольность, воля, высшее общественное благо
Свобода – основа

Свобода для А. Пушкина Свобода – вольность, воля, высшее общественное благо Свобода
дружбы
Свобода – условие творчества
Свобода – абсолютная, общечеловеческая ценность, она вне времени и пространства, в ней возможность и перспектива преодоления несовершенств жизни.

Слайд 7

Вольнолюбивая лирика Пушкина

1817 – «Вольность»
1818 – «К Чаадаеву»
1819 – «Деревня»
1820 – «Погасло

Вольнолюбивая лирика Пушкина 1817 – «Вольность» 1818 – «К Чаадаеву» 1819 –
дневное светило»
1822 – «Узник»
1824 – «К морю»
1827 – «В Сибирь» (“Во глубине сибирских руд”)
1827 – «Арион»
1828 – «Анчар»

Слайд 8

Ода «Вольность»

1817
Петербургский период

«Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок»

Мысли автора:
«Нарушение закона гибельно

Ода «Вольность» 1817 Петербургский период «Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить
для государства и для Свободы. Подлинная свобода возможна при верховенстве законов и над властителем, и над народом».

Слайд 9

«К Чаадаеву» (1818)

По жанру это стихотворение - послание, обращенное к другу поэта,

«К Чаадаеву» (1818) По жанру это стихотворение - послание, обращенное к другу
«товарищу» по делу освобождения, - Чаадаеву, и в этом послании слышны политические нотки:
Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Все мечты и надежды Пушкина связаны теперь с передовой молодежью России, которую он призывает "отчизне посвятить души прекрасные порывы".

Слайд 10

Особенности поэтики стихотворения «К Чаадаеву»

Стихотворение включает целый ряд слов, характерных для политической

Особенности поэтики стихотворения «К Чаадаеву» Стихотворение включает целый ряд слов, характерных для
лексики эпохи: отчизна, власть, самовластье, честь, свобода.
Используются слова высокого литературного ряда – внемлем, упованье, вспрянет – соответствуют высокому пафосу.
Размер – четырёхстопный ямб.
Жанр – послание
Тема – любовь к родине, служение ей, борьба за свободу

Слайд 11

«К морю» (1824)

Элегия завершает романтический период пушкинского творчества. Она как бы стоит

«К морю» (1824) Элегия завершает романтический период пушкинского творчества. Она как бы
"на стыке" двух периодов, так как в ней присутствуют и романтические образы, и черты реализма. Это прощание и с реальным Черным морем, с которым расстается поэт (в 1824 году Пушкина высылают из Одессы в Михайловское, под надзор родного отца), и с морем как романтическим символом абсолютной свободы, и с самим романтизмом, и с собственной юностью.

Слайд 12

Разочарование в движении декабристов в период Южной ссылки

1. В Южной ссылке Пушкин

Разочарование в движении декабристов в период Южной ссылки 1. В Южной ссылке
постепенно отходит от взглядов и убеждений членов тайных обществ. Размышляет, является ли пропаганда революционных взглядов действенной, не верит в необходимость революционного выступления.

«Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич…»
(«Свободы сеятель пустынный»)

Слайд 13

2. Пушкин не разделял взглядов декабристов на поэзию. Для них поэзия –

2. Пушкин не разделял взглядов декабристов на поэзию. Для них поэзия –
средство достижения нравственных и политических целей.

Для Пушкина она значима сама по себе, это таинственная область «Вдохновенья, звуков сладких и молитв»

Слайд 14

Философское осмысление свободы в лирике позднего периода («Анчар», 1828)

В зрелой поэзии тема

Философское осмысление свободы в лирике позднего периода («Анчар», 1828) В зрелой поэзии
свободы осмысляется Пушкиным не как социальная, а как философская. Поэт размышляет о природе власти, о желании одного человека порабощать другого. А также о том, что в каждом человеке живёт раб, боязливо преклоняющийся перед силой.
«И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки…»
«Анчар»

Слайд 15

АНЧАР
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как

АНЧАР В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как
грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной...
К нему и птица не летит
И тигр нейдет — лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный…
. Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
* Древо яда.

Слайд 16

«Раб — не только жертва, но и распространитель зла. Пушкин подчеркивает это,

«Раб — не только жертва, но и распространитель зла. Пушкин подчеркивает это,
характеризуя одинаковыми словами раба и стрелы, с помощью которых князь разослал гибель в чужие страны: раб «послушно в путь потек», князь разослал «послушливые стрелы». Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла.
…«Анчар» — одно из самых мрачных стихотворений Пушкина, но и оно несет в себе надежду на возможность света». (Из статьи Ю.Лотмана)

«И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки»

Мысли автора:
«Народная мудрость» - истоки тирании в «рабском» сознании людей

Слайд 17

Заключение

Поэт отстаивает своё право писать, мыслить и жить вне зависимости от любых

Заключение Поэт отстаивает своё право писать, мыслить и жить вне зависимости от
социальных заказов общества. Именно так понимает он дар свободы.

Таков поэт: как Аквилон,
Что хочет, то и носит он –
Орлу подобно, он летает
И, не спросясь ни у кого,
Как Дездемона, избирает
Кумир для сердца своего. (Из ст. «Египетские ночи»)