Красота и сила русского поэтического слова

Содержание

Слайд 2

Цели урока:

Узнать:
Может ли язык народа обходиться без поэзии?
Что такое поэзия для языка?

Цели урока: Узнать: Может ли язык народа обходиться без поэзии? Что такое

О чем говорит русская поэзия?

Слайд 3

Попробуем для начала сравнить два стихотворения, на первый взгляд, очень далеких друг

Попробуем для начала сравнить два стихотворения, на первый взгляд, очень далеких друг
от друга. Одно из них написал поэт Василий Жуковский в 1839 г., а другое — поэт Борис Пастернак в 1956 г.
Стихотворение В.А.Жуковского (точнее, отрывок из его драматической поэмы «Камоэнс») написано так называемым александрийским стихом — величественным стихотворным размером, которым часто переводили древнюю поэзию (как и в древней поэзии, в александрийском стихе нет рифмы).

В.А.Жуковский (1783–1852).

Портрет работы О.А.Кипренского

Слайд 4

Не счастия, не славы здесь Ищу я — быть хочу крылом могучим, Подъемлющим родные

Не счастия, не славы здесь Ищу я — быть хочу крылом могучим,
мне сердца На высоту, — зарей, победу дня Предвозвещающей, великих дум Воспламенителем, глаголом правды, Лекарством душ, безверием крушимых, И сторожем нетленной той завесы, Которою пред нами горний мир Задернут, чтоб порой для смертных глаз Ее приподымать и святость жизни Являть во всей ее красе небесной — Вот долг поэта, вот мое призванье!

Слайд 5

быть «крылом»
«воспламенителем великих дум» «лекарством душ»
« предвозвестником победы дня»
быть

быть «крылом» «воспламенителем великих дум» «лекарством душ» « предвозвестником победы дня» быть
«глаголом правды»
«святость жизни являть во всей красе небесной».

Слайд 6

Быть знаменитым — некрасиво. Не это поднимает ввысь, Не надо заводить архива, Над рукописями

Быть знаменитым — некрасиво. Не это поднимает ввысь, Не надо заводить архива,
трястись
Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. <…> Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать.

Б.Л.Пастернак (1890–1960).

Фото 1956 г.

Слайд 7

Сравним эти стихотворения.
О чем они?
Есть ли у авторов общие мысли?

Сравним эти стихотворения. О чем они? Есть ли у авторов общие мысли?

Слайд 8

В стихотворении Жуковского много признаков высокого стиля:
размер — александрийский стих,

В стихотворении Жуковского много признаков высокого стиля: размер — александрийский стих, церковнославянизмы
церковнославянизмы «нетленный» (т.е. бессмертный),
«горний мир» (это выражение значит «высший, небесный мир», завесу которого может приоткрыть читателю поэт),
«глагол правды».
Все это создает в стихотворении возвышенный настрой, все это близко к понятию «высокого штиля» в определении Ломоносова.

Слайд 9

Стихотворение Пастернака подчеркнуто просто — и слова автор употребляет простые: шумиха, архив

Стихотворение Пастернака подчеркнуто просто — и слова автор употребляет простые: шумиха, архив
(имеется в виду писательский архив), и мысли выражает прямо и «без красот».
И все-таки эти стихотворения родственны по духу.
Что же их роднит?

Слайд 10

Жуковский признается: «не счастия, не славы здесь ищу я...»,
Пастернак пишет о

Жуковский признается: «не счастия, не славы здесь ищу я...», Пастернак пишет о
том же самом: «быть знаменитым — некрасиво...», призывает не гнаться за победой (и даже не отличать ее от поражения).
Жуковский мечтает поднять сердца читателей к высокому,
а Пастернак предостерегает писателя от того, что «не поднимает ввысь» (известность, слава, шумиха).
Каким словом можно охарактеризовать отношение этих двух поэтов к словесному творчеству?

Слайд 11

«Служение»
«высокое служение»

«Служение» «высокое служение»

Слайд 12

Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для

Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены
вдохновенья, Для звуков сладких и молитв.
( «Поэт и толпа»)
И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».
(«Пророк»)

Слайд 13

«Твой голос — небо надо мной».

Где рождаются высокие слова поэзии?
Откуда берутся в

«Твой голос — небо надо мной». Где рождаются высокие слова поэзии? Откуда
русской поэзии высокие слова?
Откуда вообще берутся в поэзии слова?
На первый взгляд, все очень просто: все слова берутся из языка.
А что такое русский язык для русской поэзии? Просто исходный материал? Как дерево для плотника или глина для гончара?
Какую роль в поэзии играет язык, как вы думаете?

Слайд 14

РОДНОЙ ЯЗЫК
Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб!

РОДНОЙ ЯЗЫК Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб!
Родной язык! Мои стихи — как дым алтарный! Как вызов яростный — мой крик! ...
Как часто в тайне звуков странных И в потаенном смысле слов Я обретал напев нежданных, Овладевавших мной стихов! ...
Твои богатства, по наследству, Я, дерзкий, требую себе. Призыв бросаю — ты ответствуй, Иду, — ты будь готов к борьбе!
Но, побежден иль победитель, Равно паду я пред тобой: Ты мститель мой, ты — мой спаситель, Твой мир — навек моя обитель, Твой голос-небо надо мной!

В.Я.Брюсов (1873–1924).
Портрет работы С.В.Малютина. 1913 г.

Слайд 15

У языка есть свой голос («Твой голос — небо надо мной»),

У языка есть свой голос («Твой голос — небо надо мной»), который
который вдохновляет поэта; и этот голос, звучащий в самом языке — тот самый пушкинский «Бога глас»: ведь стихи поэта — это «дым алтарный» (благовонный дым, восходящий от алтаря к небу, — образ жертвы Богу )

Слайд 16

Итак, главный секрет поэзии в том, что поэтическое слово — это

Итак, главный секрет поэзии в том, что поэтическое слово — это ТВОРЧЕСКОЕ
ТВОРЧЕСКОЕ слово. Оно не повторяет жизнь — оно само готово преобразить жизнь человека, оно само способно творить в жизни человека что-то новое и прекрасное. Ведь в древнегреческом языке слово ποιητής  буквально означает ‘творец’.

Слайд 17

Лучше всего такое отношение к слову отразили создатели славянской азбуки, первые

Лучше всего такое отношение к слову отразили создатели славянской азбуки, первые славянские
славянские переводчики святые братья Кирилл и Мефодий. Первыми словами, написанными на славянском языке, новой азбукой, стали слова Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово». Эти слова говорят о творческом Слове — Слове с большой буквы.