Лирические отступления в поэме Мертвые души

Содержание

Слайд 2

Поэма «Мертвые души»

Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми

Поэма «Мертвые души» Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми
красками действительности. Видишь и слышишь их.
В. Г. Белинский

Слайд 3

Повесть о капитане Копейкине

Роль этой повести в поэме двоякая:
с одной

Повесть о капитане Копейкине Роль этой повести в поэме двоякая: с одной
стороны трагикомическая,
с другой - социально-драматическая.

Слайд 4

Комизм

Чиновники, взволнованные необычайностью покупки их гостя, Павла Ивановича Чичикова/ тот

Комизм Чиновники, взволнованные необычайностью покупки их гостя, Павла Ивановича Чичикова/ тот скупил
скупил у окрестных помещиков мертвые души/, начинают гадать, кем является сам Чичиков и почему именно у них он появился.

Слайд 5

переодетый Наполеон,
фальшивомонетчик,
похититель губернаторской дочки,
переодетый разбойник капитан Копейкин

Варианты ответов:

переодетый Наполеон, фальшивомонетчик, похититель губернаторской дочки, переодетый разбойник капитан Копейкин Варианты ответов:

Слайд 6

Капитан потерял руку и ногу в Бородинском сражении, а у Чичикова ведь

Капитан потерял руку и ногу в Бородинском сражении, а у Чичикова ведь
две руки. Не может гость губернского города N быть опальным капитаном.

Но!!

Слайд 7

трагизм

Копейкин - это человек, проливший кровь за любезное отечество, не

трагизм Копейкин - это человек, проливший кровь за любезное отечество, не дождался
дождался от властей даже пенсии, которая бы обеспечила его существование. Похоже, вся вина этого несчастного капитана в том, что он не умер от ран и стал балластом для государства. Тут уж не до смеха, когда читаешь историю героя. Бюрократия опутала все области русского быта и задушила всякую свободную инициативу. Человек вышел с ружьем на большую дорогу вовсе не от хорошей жизни и не от собственного злонравия.

Слайд 8

Н.В.Гоголь, вставляя эту повесть, как бы предупреждает власть имущих:
« Велико терпение

Н.В.Гоголь, вставляя эту повесть, как бы предупреждает власть имущих: « Велико терпение
обездоленных людей, но не беспредельно».

Слайд 9

Народ в поэме

Народ в поэме

Слайд 10

Мертвые крестьяне в поэме противопоставлены живым крестьянам с их бедным внутренним миром.

Мертвые крестьяне в поэме противопоставлены живым крестьянам с их бедным внутренним миром.
Они наделены сказочными, богатырскими чертами.

Слайд 12

Образ России в поэме


Образ народа в поэме Гоголя постепенно перерастает

Образ России в поэме Образ народа в поэме Гоголя постепенно перерастает в
в образ России. Здесь тоже просматривается противопоставление настоящей России идеальной будущей России.

Слайд 13

Выразителем идеального будущего России является Россия, описанная в лирических отступлениях.
Здесь тоже

Выразителем идеального будущего России является Россия, описанная в лирических отступлениях. Здесь тоже
представлен народ. Пусть народ этот состоит из «мертвых душ», но он обладает живым и бойким умом, это народ, «полный творящих способностей души…».

Слайд 14

Продавая плотника Степана, помещик Собакевич описывает его так: «Ведь что за силища

Продавая плотника Степана, помещик Собакевич описывает его так: «Ведь что за силища
была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом».

Слайд 15

Образ России в поэме

«Русь! Русь! Вижу тебя… Открыто – пустынно и

Образ России в поэме «Русь! Русь! Вижу тебя… Открыто – пустынно и
ровно все в тебе… ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая , тайная сила влечет к тебе?»

Слайд 16

В лирических отступлениях автор обращается к «необъятному простору», «могучему пространству» русской

В лирических отступлениях автор обращается к «необъятному простору», «могучему пространству» русской земли.
земли.

Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли … не родиться беспредельной мысли, какая ты сама без конца?

Слайд 17

Образ России в поэме

Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где

Образ России в поэме Здесь ли не быть богатырю, когда есть место,
развернуться и пройтись ему?

Слайд 18

У! Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!

У! Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!

Слайд 19

Образ дороги

«Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!»

Образ дороги «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!»

Слайд 20

Образ дороги

Тема дороги — вторая важнейшая тема «Мертвых душ», связанная с

Образ дороги Тема дороги — вторая важнейшая тема «Мертвых душ», связанная с
темой России. Дорога — образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути.

Слайд 21

Птица - тройка

Эх, тройка! Птица – тройка, кто тебя выдумал? Знать,

Птица - тройка Эх, тройка! Птица – тройка, кто тебя выдумал? Знать,
у бойкого народа ты могла родиться, в той земле, что не любит шутить…

Слайд 22

Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка, несёшься?

Русь! Куда

Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка, несёшься? Русь!
ж ты несёшься? Дай ответ. Не дает ответа.

Слайд 24

Русь! Куда ж несёшься ты? Чудным звоном заливается колокольчик… летит мимо

Русь! Куда ж несёшься ты? Чудным звоном заливается колокольчик… летит мимо всё,
всё, что ни есть на земле… и дают ей дорогу другие народы и государства.

Слайд 25

« Велико терпение обездоленных людей, но не беспредельно».

« Велико терпение обездоленных людей, но не беспредельно».

Слайд 26

Какова роль лирических отступлений?

В них выражены глубоко личные размышления и переживания

Какова роль лирических отступлений? В них выражены глубоко личные размышления и переживания
Гоголя.

Они служат своеобразным комментарием и создают определенное настроение.

Иногда они как бы замедляют ход повествования в интересных местах, что помогает держать читателя в напряжении.

все лирические отступления развивают эту тему России.

служат расширению художественного пространства, созданию целостного образа Руси