Слайд 3Чем можно объяснить такую непреходящую популярность Пятикнижия Толкина? Я думаю, что здесь
действует несколько факторов, но главные из них следующие:
1. Необыкновенная проработанность и мнимая достоверность (на грани мистификации) описанных событий. Не случайно в 60-е годы американские студенты выходили на улицы с транспарантами: "Гэндальфа в президенты!"
2. Главной целью Толкина было не написание мирового бестселлера в области художественной литературы, а создание нового эпоса.
Слайд 7Толкин по происхождению был англичанин с германскими корнями, потому что род Толкинов
происходил из Нижней Саксонии. Его предки приехали жить в Англию в XVIII веке. В переводе с немецкого tollkühn означает «безрассудно храбрый».
Слайд 8Сам Толкин так высказался о своем будущем творении:
«Это нечто прохладное и
прозрачное, благоухающее нашим «воздухом», и отличающееся дивной неуловимой красотой, которую некоторые называют «кельтской» (хотя в подлинных древних кельтских текстах она встречается чрезвычайно редко); они должны быть “высокими” очищенными от всего грубого, и пригодными для более зрелого духа страны, давно уже с головой ушедшей в поэзию».
Слайд 9Толкин говорил:
« Я действительно знаю кельтские сказания и чувствую определённую неприязнь
к ним, в основном из-за их фундаментальной бессмысленности.
Они ярки, но напоминают разбитый витраж, собранный заново как придётся».
Слайд 11Толкин сперва создал несколько хорошо продуманных языков: эльфийский (два варианта - квенью
и синдарин), язык гномов кхуздул, язык энтов и чёрное наречие. А потом уже появились говорящие на нем герои.
Слайд 14Внешность главного героя кельтских легенд Кухулина изменяется во время битвы следующим образом:
один его глаз вываливается наружу, другой, наоборот, западает внутрь, ноги выворачиваются в обратную сторону, из головы вылезает еще несколько голов, над этими головами мелькают факелы богинь войны.
Слайд 17У эпоса Толкина были два главных корня: скандинавская мифологическая система, которая вообще
является во многом первичной в эпосе народов Европы, и христианское богословие. И только отдельные образы и сюжеты были заимствованы Толкиным из кельтской и других мифологий.
В письме к своему другу Р. Муррею от 2 декабря 1953 года Толкин пишет следующее: "Конечно же, "Властелин Колец" - религиозная, католическая книга».
Слайд 18В письме к своему другу Р. Муррею от 2 декабря 1953 года
Толкин пишет следующее: "Конечно же, "Властелин Колец" - религиозная, католическая книга».
Слайд 19Творцом всего духовного и вещественного мира у Толкина, как и в Библии,
выступает Единый Бог-Творец, которого он называет Э́ру Илу́ватар
Эру создает высших ангелов – Айнуров, и по повелению Эру Айнуры слышат Прекрасную мелодию и сами поют ее и импровизируют на заданную тему. Именно в результате этой импровизации рождаются вселенная и ее составные части.
Слайд 22Единый Бог (Эру) Толкина пребывает в Чертогах Безвременья, где вместе с ним
осталась и большая часть Айнур. Меньшая же их часть стала обитать в Эа – материальной Вселенной ради того, чтобы помогать живым существам, населяющим Арду (аналог нашей Солнечной Системы). Они стали называться Валарами, или стихиями.
Слайд 23Гномов сотворил валар Аулэ, владыка земной тверди, гор и металла.
Орков сотворил
Люцифер-Мелькор, он превратил в этих уродов пойманных им эльфов, используя чёрную магию.
Слайд 24Устройство Арды (Солнечной системы) Толкин заимствовал уже не из Библии, а из
скандинавской мифологии, конкретно – из древнеисландской саги "Младшая Эдда" и сборника древнеисландских мифов и сказаний – "Старшей Эдды".
Слайд 29Рай ирландских мифов тоже располагался не на небе, а на острове или
островах, расположенных где-то в океане, и назывался Островами Блаженных, Островом Счастливых Мертвых или Землей Живых, Землей Молодых, Равниной Радостей и т.д.
Души умерших переправлялись туда в специальных лодках, которые проседали под их тяжестью —
то есть души обладали весьма ощутимым весом.
По отношению к Ирландии эти острова располагались на Западе.
Слайд 34Имена всех участников похода к Одинокой горе (не считая хоббита Бильбо) взяты
из «Старшей Эдды», а именно «Из прорицания вельвы»: Торин, Двалин, Балин, Дори, Нори и т.д. Оттуда же «родом» и Дурин, и многие другие гномы «Властелина Колец».
Слайд 36Наиболее вероятный «прототип» Голлума – скандинавский карлик Андвари. Игра в загадки, в
которую играют Голлум и Бильбо, также «позаимствована» из скандинавской мифологии.
Слайд 45В «Книге захватов Ирландии» мы находим прототип эльфов Толкина – племена богини
Дану, приплывшие в Ирландию, разумеется, с Запада и поселившиеся там до прихода людей.
Слайд 47Иногда сиды вступают в браки с земными людьми и дарят людям какие-то
важные артефакты, например, волшебную волынку или знамя и т.п.
Еще одна «кельтская» черта эльфов Толкина – это их язык. Толкин сам говорил, что эльфийский язык синдарин был создан им на основе валлийского языка, поскольку он подходит тем, кто на нем говорит.
Слайд 50Среди них, например, норвежские проказники ниссе и кельтские брауни (аналог наших домовых).
Хоббиты
(древнеанглийское – «роющий норки») – тоже изобретение Толкина, хотя на их создание его явно вдохновили многие из уже существовавших в западноевропейской мифологии существ. Среди них, например, норвежские проказники ниссе и кельтские брауни (аналог наших домовых).
Слайд 52Энтов Толкин прямо заимствовал из валлийской поэмы «Битва Деревьев».
В ней чародей
Гвидион для победы над врагом создает войско из оживленных деревьев.
Слайд 55Имя «Гандальв» позаимствовано из «Старшей Эдды», у одного из гномов, и расшифровывается
как gandr — жезл, alfr — альв (эльф). Еще одно прозвище Гэндальфа – Митрандир – также взято из скандинавской мифологии и расшифровывается как поэтическое наименование оленя («блуждающий по кочкам»).
Слайд 56Один - верховный бог викингов, волшебник, воин, обманщик, поэт и повелитель кольца.
Это одна из самых сложных и противоречивых фигур не только скандинавской, но и мировой мифологии. Один заключал в себе весь спектр представлений людей о добре и зле.
Слайд 73В Галадриэли воплотились черты многих кельтских богинь. Это и богиня Дану —
Великая Мать; Рианнон — богиня в облике лошади, покровительница плодородия; и даже зловещая богиня войны Маха.
Слайд 74«Все будут любить меня, и всех я повергну в отчаянье!»