М.Ю. Лермонтов. Энциклопедия одного стихотворения Нищий

Содержание

Слайд 2

А. Челышев
Портрет М.Ю.Лермонтова в 1830-е гг.

А. Челышев Портрет М.Ю.Лермонтова в 1830-е гг.

Слайд 3

У врат обители святой Стоял просящий подаянья, Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды

У врат обители святой Стоял просящий подаянья, Бедняк иссохший, чуть живой От
и страданья. Куска лишь хлеба он просил И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою, Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою! М.Ю. Лермонтов (1830)

Слайд 4

Стихотворение посвящено Е.А. Сушковой, с которой Лермонтов впервые встретился в Москве.

Стихотворение посвящено Е.А. Сушковой, с которой Лермонтов впервые встретился в Москве.

Слайд 5

Лермонтов и Сушкова

Лермонтов и Сушкова

Слайд 6

Познакомила Лермонтова с Сушковой его кузина

Сашенька Верещагина.

Познакомила Лермонтова с Сушковой его кузина Сашенька Верещагина.

Слайд 7

Дальнейшее их общение проходило в основном в усадьбе Середниково в 1830-1831 годах.

Дальнейшее их общение проходило в основном в усадьбе Середниково в 1830-1831 годах.

Слайд 8

Светская кокетка была старше Лермонтова на 2 года и, конечно же, подсмеивалась

Светская кокетка была старше Лермонтова на 2 года и, конечно же, подсмеивалась
над неопытной душой поэта. Екатерина Александровна своей насмешкой и холодным равнодушием заставляла Лермонтова всё больше и больше в неё влюбляться.

Слайд 9

Троице-Сергиева Лавра

Когда Лермонтов и Сушкова на одной из прогулок посетили Троице-Сергиеву Лавру,

Троице-Сергиева Лавра Когда Лермонтов и Сушкова на одной из прогулок посетили Троице-Сергиеву
они заметили бледного, иссохшего нищего, которому кто-то вместо хлеба кинул камни.

У врат обители святой

Слайд 10

На четвертый день мы пришли в Лавру изнуренные и голодные. В трактире

На четвертый день мы пришли в Лавру изнуренные и голодные. В трактире
мы переменили запыленные платья, умылись и поспешили в монастырь отслужить молебен. На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звук монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: «Пошли вам бог счастие, добрые господа; а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!» Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтоб пообедать и отдохнуть. Все мы суетились около стола в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги, и он как будто не замечал нас, не слышал, как мы шумели, усаживаясь за обед и принимаясь за ботвинью. Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи:. <…>
— Благодарю вас, Monsieur Michel, за ваше посвящение и поздравляю вас, с какой скоростью из самых ничтожных слов вы извлекаете милые экспромты, но не рассердитесь за совет: обдумывайте и обработывайте ваши стихи, и со временем те, которых вы воспоете, будут гордиться вами.

Сушкова же вспоминала это так…

Слайд 11

Сергей Лемешев

Запись с концерта в Колонном зале Дома союзов. 1971 год. Музыка

Сергей Лемешев Запись с концерта в Колонном зале Дома союзов. 1971 год.
А. Феона.
Слова М.Ю. Лермонтова.

Слайд 13

Что такое мотив стихотворения? Дайте определение.

Мотив - это устойчивый смысловой элемент литературного

Что такое мотив стихотворения? Дайте определение. Мотив - это устойчивый смысловой элемент
текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и литературно-художественных произведений.

Перечислите основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.

Мотивы одиночества, свободы и воли, изгнанничества, действия и подвига, странничества, родины, обмана, покоя сна, пути, любви, смерти, вечности, судьбы.

Слайд 14

Основные мотивы стихотворения:

мотив неразделенной любви

Так я молил твоей любви С слезами горькими, с

Основные мотивы стихотворения: мотив неразделенной любви Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою…
тоскою…

Слайд 15

мотив обмана

мотив обмана

Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!

мотив обмана мотив обмана Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!

Слайд 16

мотив нагорной проповеди

И кто-то камень положил В его протянутую руку.

мотив нагорной проповеди И кто-то камень положил В его протянутую руку.

Слайд 17

мотив одиночества

и тоски

мотив одиночества и тоски

Слайд 18

Что такое образ в художественном произведении? Дайте определение.

Образ представляет собой не только

Что такое образ в художественном произведении? Дайте определение. Образ представляет собой не
изображение человека (образ Татьяны Лариной, Андрея Болконского, Раскольникова и т.д.) – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает

Слайд 19

Основные образы стихотворения:

образ нищего

У врат обители святой Стоял просящий подаянья

Основные образы стихотворения: образ нищего У врат обители святой Стоял просящий подаянья

Слайд 20

образ камня

Архетип образа камня восходит ещё к фольклорной традиции, когда на дороге

образ камня Архетип образа камня восходит ещё к фольклорной традиции, когда на
у путника возникает указательный камень, который указывает ему его дальнейший путь. Так и в стихотворении нищему положили камушки, ясно давая понять его положение в этом мире. И у Лермонтова игра над его чувствами возлюбленной как будто камень на сердце, который всё время тянет куда-то вниз, в пропасть. Таким образом, камень – своеобразный символ обмана.

И кто-то камень положил В его протянутую руку.

Задание. Поразмышляйте, как мог выглядеть такой камень?

Слайд 21

образ обители

У врат обители святой

образ обители У врат обители святой

Слайд 22

Лексика

Лексика стихотворения

Лермонтов для написания стихотворения использовал преимущественно «высокую» лексику (врат, взор,

Лексика Лексика стихотворения Лермонтов для написания стихотворения использовал преимущественно «высокую» лексику (врат,
глада).
А также лексику возвыщенно-эстетического содержания: святая обитель, просящий, подаянье, мольбы, страданье.

Слайд 23

Особенности композиции:

Первая – это бедняк, который «просит подаянья» и его обманывают, положив

Особенности композиции: Первая – это бедняк, который «просит подаянья» и его обманывают,
вместо хлеба камень.
Вторая –неразделенная любовь Лермонтова, которую он сравнивает с обманутым чувством голодного бедняка. Она, точно также как голод и жажда для нищего опустошает юного поэта, выворачивает душу наизнанку.

Один сюжет раскрывает одновременно две линии

Слайд 24

Е.А. Сушковой Лермонтов посвятил целый цикл стихотворений, который в лермонтоведении принято называть

Е.А. Сушковой Лермонтов посвятил целый цикл стихотворений, который в лермонтоведении принято называть
«сушковским»

«Нищий»
«Благодарю!»,
«Вблизи тебя до этих пор»
«Вверху одна звезда горит»
«Нет! – я не требую вниманья»
«Прости, мой друг!»
«Стансы»

Слайд 25

По некоторым данным на полях черновика стихотворения «Стансы» изображена именно Сушкова.

А.Глассе: «Перерабатывая

По некоторым данным на полях черновика стихотворения «Стансы» изображена именно Сушкова. А.Глассе:
это стихотворение, он рисует на полях тетради красивую девушку с большими черными глазами, длинными черными волосами и гордой осанкой».

Слайд 26

Стихотворение «Нищий» занимает одно из центральных мест не только в цикле стихотворений,

Стихотворение «Нищий» занимает одно из центральных мест не только в цикле стихотворений,
посвященных Сушковой, но и во всем творчестве Лермонтова. В его основе лежат реальные события из жизни поэта.

Слайд 27

У врат обители святой Стоял просящий подаянья, Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды

У врат обители святой Стоял просящий подаянья, Бедняк иссохший, чуть живой От
и страданья. Куска лишь хлеба он просил И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою, Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою! М.Ю. Лермонтов (1830)

Задание. Прослушайте альтернативное современное исполнение стихотворения и сравните его с ранее прослушанными записями.