М.Ю. Лермонтов Герой нашего времени

Содержание

Слайд 2

Содержание

история создания романа
композиция и жанр произведения
система рассказчиков
система персонажей

Содержание история создания романа композиция и жанр произведения система рассказчиков система персонажей

Слайд 3

История создания

1836 г. – замысел романа. Герой – молодой гвардейский офицер.

История создания 1836 г. – замысел романа. Герой – молодой гвардейский офицер.

События разворачиваются на фоне столичной жизни.

1837 г. – после первой ссылки на Кавказ замысел меняется –
впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск,
Кисловодск, в казачьи станицы, от пребывания в местах
боевых действий, посещения Тамани, встречи с
ссыльными декабристами.

1837 – 1840 гг. – время написания романа.

Слайд 4

Даты публикации

Осень 1837г. – «Тамань»
1840 г. – напечатана в «Отечественных

Даты публикации Осень 1837г. – «Тамань» 1840 г. – напечатана в «Отечественных
записках», № 2

1839 г. – «Фаталист», «Отечественные записки, № 11

1839 г. – «Бэла», «Отечественные записки», № 3

Апрель 1840 г. – опубликовано «Сочинение М.Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени».
Тогда же впервые появилась повесть «Максим
Максимыч».

Слайд 5

Фаталист – человек, склонный к фатализму.

Фатализм – вера в неотвратимость судьбы,

Фаталист – человек, склонный к фатализму. Фатализм – вера в неотвратимость судьбы,
в то, что все в мире
заранее предопределено таинственной силой, роком.

Фатальный – 1. Предопределенный роком; загадочно-непонятный
2. Роковой, трагический по своей сути, по результатам.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М, 1997

Тамань (Таманская) станица Темрюкского района Краснодар-
ского края, порт на берегу Таманского залива Кречен-
ского пролива. (БСЭ)

Слайд 6

Задумавшееся поколение

Конец 20-х-начало 30-х годов Х1Х века – эпоха идейного кризиса передовой

Задумавшееся поколение Конец 20-х-начало 30-х годов Х1Х века – эпоха идейного кризиса
дворянской интеллигенции. Он связан с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.
Характернейшая черта - потребность освоить «ошибки отцов», заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно-философскую позицию.
Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.
Печорин - типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени.

Слайд 7

14 (26) декабря 1825 г. - последняя в истории России попытка гвардейского

14 (26) декабря 1825 г. - последняя в истории России попытка гвардейского
дворцового переворота. Состоялась в Санкт-Петербурге на Сенатской площади.

Восстание декабристов

Большое количество участников - около 3-х тысяч солдат. В результате мятежа погибли 1 271 человек.

Многих из руководителей восстания приговорили к ссылке, а Каховского, Рылеева, Пестеля, Муравьева-Апостола и Бестужева-Рюмина суд вместо мучительной смертной казни четвертованием приговорил повесить. Приговор был исполнен 13 июля 1826 г. в кронверке Петропавловской крепости.

Слайд 8

Полемика вокруг романа

Николай I – «отвратительный» роман
Охранительная критика – нет

Полемика вокруг романа Николай I – «отвратительный» роман Охранительная критика – нет
ничего русского, «порочный» герой списан автором у западноевропейских романистов
Консервативная критика – клевета на русскую действитель-ность, «весь роман – эпиграмма»
В. Кюхельбекер – «…все-таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, как его гадкий Печорин»
В.Г. Белинский – «богатство содержания», «глубокое знание человеческого сердца и современного общества»
В.И. Левин – Печорин может считаться «первым подлинно художественным положительным героем в русском реалисти-ческом романе»

Слайд 9

Эта книга испытала на себе
еще недавно несчастную довер-
чивость некоторых читателей

Эта книга испытала на себе еще недавно несчастную довер- чивость некоторых читателей
и
даже журналов к буквальному
значению слов. Иные ужасно
обиделись, и не шутя, что им
ставят в пример такого безнрав-
ственного человека, как Герой
Нашего Времени….

Слайд 10

Композиция романа

«Максим Максимыч»

«Бэла»

«Тамань»

«Княжна Мери»

«Фаталист»

«Бэла»

«Максим Максимыч»

«Тамань»

«Княжна Мери»

«Фаталист»

СЮЖЕТ

ФАБУЛА

Ж
у
р
н
а
л
П
е
ч
о
р
и
н
а

Композиция романа «Максим Максимыч» «Бэла» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» «Бэла» «Максим Максимыч»

Слайд 11

Сюжет (франц. sujet – предмет) – событие или совокупность событий в

Сюжет (франц. sujet – предмет) – событие или совокупность событий в эпических
эпических и драматургических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом.

Фабула (лат. fabula – рассказ) – цепь, череда событий в эпическом или драматургическом произведении, положенная в основу сюжета.

Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб.: Паритет, 2007 г.

Слайд 12

Хронология событий

«Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-

Хронология событий «Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт- Петербурга
Петербурга в действующий отряд и останавливается в
Тамани.

«Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из
Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск;
после дуэли с Грушницким переведен в крепость
под начальство Максима Максимыча.

«Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели
из крепости в казачью станицу.

«Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова кня-
зя»; через четыре месяца она погибает от рук Казбича.

«Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин отправляется в
Персию, снова оказывается на Кавказе и
встречается с Максимом Максимычем.

(В. Набоков)

Слайд 13

Отказ от хронологии обусловлен следующим:

выбор наиболее значимых эпизодов
особое внимание

Отказ от хронологии обусловлен следующим: выбор наиболее значимых эпизодов особое внимание психологическим
психологическим размышлениям,
нежели описанию событий
необходимость соотнесения героя с другими персонажами,
появляющимися в определенной последовательности
выбор рассказчика (не случаен, служит общему замыслу)
композиция подчинена авторскому замыслу:

всесторонне
и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить
историю его жизни

Слайд 14

Герой Нашего Времени, <…>, точно, портрет, но не одного человека: это

Герой Нашего Времени, , точно, портрет, но не одного человека: это портрет,
портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.

Но не думайте, <…> чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. <…> Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж бог знает!

История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.

Замысел Лермонтова

В предисловии ко второму изданию романа:

В предисловии журналу Печорина:

Слайд 15

Жанр романа

романтическая новелла
путевой очерк

психологическая новелла

авантюрная новелла
остросюжетная повесть

дневник
«светская» повесть

записки
романтическая новелла

социально-психологический
философский роман

Жанр романа романтическая новелла путевой очерк психологическая новелла авантюрная новелла остросюжетная повесть

Слайд 16

Система рассказчиков

ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Путешествующий
офицер

Максим Максимыч

Печорин

Человек чести, воин-
ского долга, дисцип-
лины; простодушен,
добр, искренен

Образованный

Система рассказчиков ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Путешествующий офицер Максим Максимыч Печорин Человек чести,
офи-
цер, кое-что знает о
Печорине, о его стран-
ном и противоречи-
вом характере. Объ-
ективная оценка.

Человек, размышля-
ющий о смысле жизни,
о собственном назна-
чении. Сам себя судит
И казнит

КАКИМ ПРЕДСТАВЛЕН ГЕРОЙ

Печорин – таинствен-
ный и загадочный че-
ловек, его нельзя по-
нять, а его поступки
нельзя объяснить
Психологический
Портрет героя. Попыт-
ка дать объяснение не-
которым поступкам.
конкретный и реалис-
тичный образ.

Трагическая исповедь
героя. Искренен перед
читателем и самим
собой.