Народно – песенная основа лирики С. Есенина

Содержание

Слайд 2

О ком сказано?

«Больше всего он любил русские песни. За ними он проводил

О ком сказано? «Больше всего он любил русские песни. За ними он
целые вечера и дни. Он заставлял петь всех, приходивших к нему,…знал песню, как теперь редко кто знает, и любил её – грустную, задорную, старинную, современную».

Слайд 3

C. А. Есенин :

«Родился я с песнями в травном одеяле.

C. А. Есенин : «Родился я с песнями в травном одеяле. Зори
Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит…»

Слайд 4

Задание экспертной группе:

Выявить корни народности есенинской поэзии, а именно:
влияние деда и бабушки
влияние

Задание экспертной группе: Выявить корни народности есенинской поэзии, а именно: влияние деда
матери
влияние отца
влияние народного творчества

Слайд 5

дедушка и бабушка

Федор Андреевич Титов

Дом, в котором рос Есенин

дедушка и бабушка Федор Андреевич Титов Дом, в котором рос Есенин

Слайд 6

Родители

Александр Никитич Есенин

Татьяна Федоровна Титова

Родители Александр Никитич Есенин Татьяна Федоровна Титова

Слайд 7

Богата была родина Есенина песнями, прибасками

Богата была родина Есенина песнями, прибасками

Слайд 8

«Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело! Вспомнить, что ли, юность, ту, что

«Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело! Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела?..
пролетела?..

Слайд 9

С. Есенин утверждал:

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к

С. Есенин утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине.
родине.
Чувство родины – основное в моём творчестве».

Слайд 10

сравните:

«Над бабкиной избушкой висит хлеба краюшка».
«Светит, да не греет».
«Крыльями машет, а

сравните: «Над бабкиной избушкой висит хлеба краюшка». «Светит, да не греет». «Крыльями
улететь не может».

«Ковригой хлебною над сводом надломлена твоя Луна».
«В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть».
«Так мельница, крылом махая, с земли не может улететь»

Слайд 11

Черты народности в лирике С. Есенина

1) Образность – главный, издавна сложившийся признак

Черты народности в лирике С. Есенина 1) Образность – главный, издавна сложившийся
русского народного
искусства.
2) Психологический параллелизм - особенность русского народного творчества и поэтики Есенина (выражение чувств через явления природы).
3) Очеловечение природы свойственно народному творчеству и лирике
Есенина.
4) Язык Есенина, его связь с народным языком:
а) диалектизмы (шамкать, сутемень и др.);
б) архаизмы (вежды, небесные дщери и др.);
в) выражения, дошедшие до нас из глубокой древности (златой родник,
хладная планета и др.);
г) употребление кратких существительных типа «конский топ», «людская
молвь»;
д) такие слова, как «темь»; «звень»; «синь и сонь» и другие.
5) Афористичность языка Есенина, восходящая к художественным чертам
народного творчества.

Слайд 12

Сохнет стаявшая глина…

Сохнет стаявшая глина,
 На сугорьях гниль опенок.
  Пляшет ветер по

Сохнет стаявшая глина… Сохнет стаявшая глина, На сугорьях гниль опенок. Пляшет ветер
равнинам,
Рыжий ласковый осленок.
Пахнет вербой и смолою.
Синь то дремлет, то вздыхает.
У лесного аналоя
Воробей псалтырь читает.

Прошлогодний лист в овраге
 Средь кустов – как ворох меди.
 Кто-то в солнечной сермяге
На осленке рыжем едет.
Прядь волос нежней кудели,
 Но лицо его туманно.
Никнут сосны, никнут ели
 И кричат ему: «Осанна!»

Слайд 13

Словарная работа
Оса́нна (ивр. ‏הושיע נא‏‎‎‎, hôšî‘â-nā’ — спаси, мы молим) — торжественное молитвенное восклицание (краткая молитва), изначально являвшееся хвалебным возгласом.

Словарная работа Оса́нна (ивр. ‏הושיע נא‏‎‎‎, hôšî‘â-nā’ — спаси, мы молим) —
Моление о помощи (спаси!); уверенность в помощи (спасение!); междометие, выражающее радость о спасении (слава!).