Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852). Шинель. 7 класс

Содержание

Слайд 2

«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» Ф.М.Достоевский

«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» Ф.М.Достоевский

Слайд 3

Назовите главного героя повести

Кукрыниксы

Акакий Акаиевич Башмачкин

(«вечный титулярный советник»)

Назовите главного героя повести Кукрыниксы Акакий Акаиевич Башмачкин («вечный титулярный советник»)

Слайд 4

Интересы Акакия Акакиевича

Кукрыниксы

Несколько десятилетий подряд он служит переписчиком в одном из

Интересы Акакия Акакиевича Кукрыниксы Несколько десятилетий подряд он служит переписчиком в одном
административных учреждений Санкт-Петербурга. Практически вся вселенная для него умещается за рабочим столом. Он не осознает значения дела, которым занимается. Все чувства и стремления его убоги, искажены в соответствии с его однообразной бездумной работой. Он с нежностью относится только к своим любимым буквам.

Слайд 5

Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику

А.В.Ванециан

«В департаменте не оказывалось к нему

Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику А.В.Ванециан «В департаменте не оказывалось
никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха.
Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически.
Молодые чиновники подсмеивались и острили над ним… сыпали на голову ему бумажки…»

Слайд 6

Табель о рангах

Табель о рангах

Слайд 7

В повести отчетливо выделяются два периода в жизни героя, которые условно можно

В повести отчетливо выделяются два периода в жизни героя, которые условно можно
обозначить

«Период капота» и «период новой шинели» противопоставляются по целому ряду значимых признаков.

Слайд 9

- Почему Петрович отказался подновлять старую шинель?

- Почему Петрович отказался подновлять старую шинель?

Слайд 10

Заветная мечта А.А.Башмачкина

Полтораста рублей за шинель!- вскрикнул бедный Акакий Акакиевич, вскрикнул, может

Заветная мечта А.А.Башмачкина Полтораста рублей за шинель!- вскрикнул бедный Акакий Акакиевич, вскрикнул,
быть, в первый раз отроду, ибо отличался всегда тихостью голоса.
Тут-то увидел Акакий Акакиевич , что без новой шинели нельзя обойтись, и поник совершено духом.

С этих пор…как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу,- и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу.

Слайд 11

Способы экономии денег Башмачкина

«Изгнать употребление чаю по вечерам»;
«не зажигать по вечерам

Способы экономии денег Башмачкина «Изгнать употребление чаю по вечерам»; «не зажигать по
свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и работать при её свечке»;
«ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее,.. чтобы таким образом не истереть скоровременно подмёток»;
«как можно реже отдавать прачке мыть бельё, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате».

Слайд 12

- Каким становится Акакий Акакиевич с появлением мечты о шинели и самой

- Каким становится Акакий Акакиевич с появлением мечты о шинели и самой
шинели? Кто преобладает в образе героя — «внешний» или «внутренний» человек?

Слайд 13

Образ Акакия Акакиевича тесно связан с другим образом повести, а именно с

Образ Акакия Акакиевича тесно связан с другим образом повести, а именно с
образом «значительного лица». Несколько упрощая, можно сказать, что именно на столкновении этих двух образов и строится «Шинель».

Слайд 15

Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику

Акакий Акакиевич хотел было уже закричать

Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику Акакий Акакиевич хотел было уже
«караул», как другой приставил ему к с самому рту кулак величиною с чиновничью голову, промолвив:»А вот только крикни!» Акакий Акакиевич чувствовал, как с него сняли шинель…

«Нет , лучше и не глядеть»,- подумал и шел, закрыв глаза. И когда открыл их…, увидел вдруг, что перед ним стоят почти перед носом какие-то люди с усами. … «А ведь шинель-то моя!»- сказал один из них громовым голосом, схвативши его за воротник.

Слайд 16


Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику

А.А.Башмачкин у значительного лица (Кукрыниксы)

«- Что

Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику А.А.Башмачкин у значительного лица (Кукрыниксы)
вы, милостивый сударь,- продолжал он отрывисто,- не знаете порядка? Куда вы зашли? Не знаете как водятся дела?...
- Откуда вы набрались такого духу? Откуда вы мыслей таких набрались?...
-Знаете ли кому говорите? Понимаете ли вы, кто стоит перед вами…?

…Он не слышал ни рук, ни ног. В жизнь свою он не был еще так сильно распечен генералом, да еще и чужим

Слайд 17

- лестница

Художественная деталь

«Увидевши в чем дело, Акакий Акакиевич решил, что

- лестница Художественная деталь «Увидевши в чем дело, Акакий Акакиевич решил, что
шинель нужно будет снести к Петровичу, портному, жившему где-то в четвертом этаже по черной лестнице..»

«Взбираясь по лестнице, которая, надобно отдать справедливость, была вся умащена водой, помоями и проникнута насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза…"

«Помощник столоначальника жил на большую ногу: на лестнице светил фонарь, квартира была на втором этаже.»

«Впрочем, он старался усилить значимость многими другими средствами, именно: завел, чтобы низшие чиновники встречали его еще на лестнице, когда он приходил в должность.»

«Как сошел с лестницы, как вышел на улицу, ничего уж этого не помнил Акакий Акакиевич»

« Итак, значительное лицо сошел с лестницы, сел в сани и сказал кучеру…,а сам, закутавшись в теплую шинель, оставался в приятном расположении…»

Слайд 18

«Лестница» символизирует служебный табель о рангах и жизненную дорогу

Акакий Акакиевич, поднимаясь,

«Лестница» символизирует служебный табель о рангах и жизненную дорогу Акакий Акакиевич, поднимаясь,
по черной лестнице к портному, сам того не ведая, вступает на «лестницу» видимого мира петербургской светской жизни, а когда впервые надевает шитую Петровичем шинель, из человека – невидимки с очертаниями копировальной машины и мусорной урны превращается , пусть в мелкого, но видимого человека

А без шинели он снова очутился вне «лестницы» и стал таким же, как был, невидимым и ненужным

Слайд 19

Тема беззащитности человека в окружающем несправедливом и жестоком мире.

Какова тема повести?

Какова основная

Тема беззащитности человека в окружающем несправедливом и жестоком мире. Какова тема повести?
мысль произведения?

Мысль о «маленьком человеке», искалеченном и обворованном государством.

Страшное душевное потрясение от человеческой несправедливости и жестокости приводит к тому, что герой заболевает и умирает: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное»

Слайд 20

Тема. Проблематика. Конфликт

В «Шинели» поднимается тема «маленького человека» — одна из постоянных

Тема. Проблематика. Конфликт В «Шинели» поднимается тема «маленького человека» — одна из
в русской литературе. Первым затрагивает эту тему Пушкин. Его маленькие люди — это Самсон Вырин («Станционный смотритель»). Евгений («Медный всадник»). Как и Пушкин, Гоголь раскрывает в самом прозаическом персонаже способность к любви, самоотречению, самоотверженной защите своего идеала.

Слайд 21

Конфликт маленького человека с миром вызывается тем, что у него отнимают его

Конфликт маленького человека с миром вызывается тем, что у него отнимают его
единственное достояние.
Станционный смотритель теряет дочь.
Евгений — возлюбленную.
Акакий Акакиевич — шинель. Гоголь ужесточает конфликт: для Акакия Акакиевича целью и смыслом жизни становится вещь. Однако автор не только снижает, но и возвышает своего героя.

Слайд 22

- Почему в повести появляется призрак Акакия Акакиевича?

К содержанию

- Почему в повести появляется призрак Акакия Акакиевича? К содержанию

Слайд 23

Финал повести звучит и как «торжество правды», как изображение посмертного бунта Башмачкина

Финал повести звучит и как «торжество правды», как изображение посмертного бунта Башмачкина
против «значительных лиц», т. е. как грозная возможность бунта, а не ее реализация, как борьба не героя, а автора против деспотизма сильных мира, как выражение и мести и возмездия слабых. Значение финала исследователи связывали не только с образом Башмачкина, но и с образом «значительного лица». И нередко получалось, что повесть написана лишь для того, чтобы показать раскаяние генерала