О рецептивном и властных отношениях

Слайд 2

«Сложа весла»
Лодка колотится в сонной груди,
Ивы навязали, целуют в ключицы,
В

«Сложа весла» Лодка колотится в сонной груди, Ивы навязали, целуют в ключицы,
локти, в уключины — о погоди,
Это ведь может со всяким случиться!
Этим ведь в песне тешатся все.
Это ведь значит — пепел сиреневый,
Роскошь крошеной ромашки в росе,
Губы и губы на звезды выменивать!
Это ведь значит — обнять небосвод,
Руки сплести вкруг Геракла громадного,
Это ведь значит — века напролет
Ночи на щелканье славок проматывать!

«Гамлет»
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю Твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.

Слайд 3

Немецкая рецептивная школа

«Таким образом, чтение любого литературного текста — это процесс постоянного

Немецкая рецептивная школа «Таким образом, чтение любого литературного текста — это процесс
выбора, и потенциальный текст неизмеримо богаче, чем любая его индивидуальная реализация. Это подтверждается тем фактом, что впечатление от второго прочтения литературного произведения часто не совпадает с первым. Причиной может быть перемена в настроении или ситуации читателя, и все же в тексте должны быть заложены возможности такой вариативности».
В. Изер.

«Коль скоро мы видим гору, то не воображаем ее; воображаемая гора подразумевает отсутствие горы реальной. То же и с литературным текстом: мы можем представлять себе только те вещи, которых в нем нет; написанный текст дает нам информацию, а ненаписанный — работу воображению; она была бы невозможна без элементов неопределенности, без пробелов в тексте».
В. Изер.
«Дистанция между горизонтом ожидания и произведением, т.е. между тем, что знакомо по предшествующему эстетическому опыту, и "трансформацией горизонта", вызванной восприятием нового произведении, обусловливает для рецептивной эстетики художественный характер литературного произведения».
Х.Р. Яусс.

Слайд 4

Опять к Пастернаку

«Сложа весла»
Лодка колотится в сонной груди,
Ивы навязали, целуют в

Опять к Пастернаку «Сложа весла» Лодка колотится в сонной груди, Ивы навязали,
ключицы,
В локти, в уключины — о погоди,
Это ведь может со всяким случиться!
Этим ведь в песне тешатся все.
Это ведь значит — пепел сиреневый,
Роскошь крошеной ромашки в росе,
Губы и губы на звезды выменивать!
Это ведь значит — обнять небосвод,
Руки сплести вкруг Геракла громадного,
Это ведь значит — века напролет
Ночи на щелканье славок проматывать!

«Гамлет»
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю Твой замысел упрямы
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.

Слайд 5

Модели взаимодействия с читателем

«Демократическая» модель:
- свобода в интерпретации произведения;
- множество намеренно

Модели взаимодействия с читателем «Демократическая» модель: - свобода в интерпретации произведения; -
оставленных «пустых мест»;
- имплицитное приглашение читателя к сотрудничеству, к соавторству;

«Авторитарная» модель:
«закрытость» произведения, возможность только одного прочтения;
отсутствие «пустых мест»;
отказ читателя в праве «домысливать», «вчитывать» собственный смысл или содержание;

Слайд 6

«Демократическая» модель: русский авангард

«Это-ли? Нет-ли?
Хвои шуят, — шуят
Анна — Мария, Лиза, — нет?
Это-ли? — Озеро-ли?
Лулла,

«Демократическая» модель: русский авангард «Это-ли? Нет-ли? Хвои шуят, — шуят Анна —
лолла, лалла-лу,
Лиза, лолла, лулла-ли».
«Дыр бул щыл
убешщур
скум
вы со бу
р л эз».
Имя файла: О-рецептивном-и-властных-отношениях.pptx
Количество просмотров: 38
Количество скачиваний: 0