Слайд 2
“Разбирать женские образы, созданные И. А. Гончаровым, значит предъявлять претензию быть великим
знатоком женского сердца”
Н.А.Добролюбов
Слайд 3 В образе Ольги Ильинской воплотились не только лучшие черты русской женщины,
но и все лучшее, что видел писатель в русском человеке вообще.
Слайд 5 “Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни
белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня... Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии”
И. А. Гончаров
Слайд 6 В Ольге мы видим те черты, которые всегда привлекали русских писателей
в любой женщине: отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую.
“В редкой девице, — подчеркивает автор, — встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка... Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”.
Слайд 7
Ольга чужая в своей среде. Но она не жертва, потому что в
ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию, на поведение, не ориентированное на общепринятые нормы.
“Где она брала уроки жизни?” — с восхищением думает о ней Штольц.
Слайд 8 Не случайно Обломов воспринял Ольгу как воплощение того идеала, о котором он
грезил. Едва Ольга спела “Casta diva”, он сразу “узнал” ее. Не только Обломов “узнал” Ольгу, но и она его. Любовь для Ольги становится не только испытанием.
Слайд 9 Именно отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характер
Ильи Обломова. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогает читателю посмотреть на него так, как того хотел автор.
Слайд 10 Что же видит Ольга в Обломове? Ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех
светских условностей, которые также чужды ей. Она чувствует,
что в Илье нет
цинизма,
но есть постоянное
стремление к
сомнению и
сочувствию.
Но Ольге и
Обломову
не суждено быть
счастливыми.
Слайд 11 Обломов предчувствует, что их с Ольгой отношения не могут всегда быть их
личным делом; они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Надо будет “соответствовать”, заниматься делами, стать членом общества и главой семьи и так далее.
Слайд 12 Ольга постоянно размышляет не только о своем чувстве, но и о влиянии
на Обломова, о своей “миссии”: “И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!” И любовь становится для Ольги долгом, а потому уже не может быть безоглядной, стихийной.
Слайд 13
Ольга не готова пожертвовать ради любви всем. “Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала
ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути?.. Никогда, ни за что!” — решительно отвечает она Обломову.
Слайд 14 Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него
— деятельности, воли, энергии; в ее представлении он должен стать похожим на Штольца, но только сохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее — безоглядной, самоотверженной любви. И оба они обманываются, убеждая себя, что это возможно, а потому неизбежен конец их любви.
Слайд 15 Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своем воображении, которого
она искренне хотела создать в жизни. “Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер”, — с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает горький вопрос: “Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...” “Есть, — отвечает Илья. — Обломовщина!” Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров.
Слайд 16 Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в
душе Ольги здравый смысл, рассудок окончательно победили терзавшее ее чувство. Ее жизнь можно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его. Но Ольга начинает чувствовать необъяснимую тоску. Механическая, деятельная жизнь Штольца не дает тех возможностей для движения души, которые были в ее чувстве к Обломову. И даже Штольц угадывает: “Узнав раз, его разлюбить невозможно”. С любовью к Обломову умирает часть души Ольги, она навсегда остается жертвой.
Слайд 18 “Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский
художник вызвать из теперешней русской жизни; живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали”, — писал Добролюбов. Мы можем уверенно сказать, что Ольга Ильинская продолжает ту галерею прекрасных женских типов, которую открыла Татьяна Ларина и которыми будет восхищаться не одно поколение читателей.