- Главная
- Литература
- Октябрьская революция в судьбе и творчестве русских писателей
Содержание
- 2. Октябрьская революция 1917 года стала одним из важнейших и крупнейших политических событий ХХ века, решающим образом
- 3. Революция принесла энтузиазм, веру в новое мироустройство, однако, этому противостояли голод, разруха, беды и трагедия для
- 4. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОЗИЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ «Победители» «Побежденные»
- 5. «ПОБЕДИТЕЛИ» Тебе, освистанная, осмеянная батареями, тебе, изъязвленная злословием штыков, восторженно возношу над руганью реемой оды торжественное
- 6. С Октября 1917 года начинается новый этап в творчестве В. Маяковского. Этап, обусловленный прежде всего изменением
- 7. У Горького революция тесно связана с нравственным и духовным ростом личности. В романе «Мать» в центре
- 8. Блок встретил революцию упоенно. В числе очень немногих тогда представителей интеллигенции поэт сразу же заявил о
- 9. Сам он весь обратился в слух - и обрел в музыке Октябрьской революции источник нового вдохновения.
- 10. Революцию 1917 года Есенин встретил восторженно. Он видел в ней реальную возможность изменения жизни к лучшему.
- 11. С. А. Есенин старается всем сердцем принять все перемены, произошедшие в стране. Поэт осознает и принимает
- 12. «ПОБЕЖДЕННЫЕ» Октябрьская революция молохом прошлась по России. Не могла она не отразиться и на судьбах русской
- 13. Главное из того, что было создано Цветаевой до ее отъезда из Советской России - сборник «Лебединый
- 14. «Лебединый стан» нельзя рассматривать только как реквием Добровольческой армии. В нем обнаруживается цветаевское гуманистическое кредо: правда,
- 15. В своем дневнике, озаглавленном «Окаянные дни», Иван Алексеевич Бунин выразил свое резко отрицательное отношение к революции,
- 16. Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: “Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный,
- 17. С выходом сборников “Подорожник” и “Аnnо Domini” гражданская лирика русской поэзии обогатилась новым шедевром, показывающим, что
- 18. Исследование Октябрьской революции в творчестве русских писателей не утратило своей актуальности, ибо оно непосредственно связано с
- 20. Скачать презентацию
Слайд 2Октябрьская революция 1917 года стала одним из важнейших и крупнейших политических событий
Октябрьская революция 1917 года стала одним из важнейших и крупнейших политических событий
События 1917 года имели глубокие корни в истории нашего государства. Они стали поистине судьбоносными и поворотными - с ними были связаны колоссальные изменения в политическом устройстве страны, в психологии людей, во всем укладе жизни.
Отношение к этим событиям внутри самой России было далеко неоднозначным – от восторженного приятия революции до открытой ненависти как к самому перевороту, так и к тем, кто его совершал.
Литература того времени в полной мере передает эту разноголосицу мнений.
«2017 год — год столетия Февральской и Октябрьской революций. Это весомый повод еще раз обратиться к причинам и самой природе революций в России. Не только для историков и ученых — российское общество нуждается в объективном, честном, глубоком анализе этих событий».
Из Послания
Президента РФ В.В. Путина
Федеральному собранию
Слайд 3 Революция принесла энтузиазм, веру в новое мироустройство, однако, этому противостояли голод, разруха,
Революция принесла энтузиазм, веру в новое мироустройство, однако, этому противостояли голод, разруха,
В обстановке кровавой неразберихи ничего существенного народу не могли дать ни красные, ни белые. Психологическое преимущество, безусловно, было на стороне красных, которые в одночасье разрушили всё культурное наследие, сформированное и накопленное не за одно столетие. Да и интеллигенция как культурный слой фактически была искоренена.
Как и вся страна, поэты и писатели разделились на два лагеря – красных и белых, победителей и побежденных. Их отношение к свершившейся революции было неоднозначным: от приветственных кличей Маяковского «О, четырежды славься, благословенная!» до бунинского проклятия «окаянным дням».
Слайд 4ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОЗИЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ
К ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
«Победители» «Побежденные»
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОЗИЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ
К ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
«Победители» «Побежденные»
Слайд 5«ПОБЕДИТЕЛИ»
Тебе,
освистанная,
осмеянная батареями,
тебе,
изъязвленная злословием штыков,
восторженно возношу
над руганью реемой
оды торжественное
"О"!
«Ода революции»
Маяковский первым отдал свой
«ПОБЕДИТЕЛИ»
Тебе,
освистанная,
осмеянная батареями,
тебе,
изъязвленная злословием штыков,
восторженно возношу
над руганью реемой
оды торжественное
"О"!
«Ода революции»
Маяковский первым отдал свой
Слайд 6С Октября 1917 года начинается новый этап в творчестве В. Маяковского. Этап,
Слайд 7
У Горького революция тесно связана с нравственным и духовным ростом личности. В
У Горького революция тесно связана с нравственным и духовным ростом личности. В
Горький связывает революционные события с развитием человеческой личности. В его освещении фигура Ниловны символически сближается с самой Россией, которая постепенно «приходит к пониманию» революции как возможности новой - светлой и счастливой - жизни для всех свои «детей».
Однако позднее, Горький в «Несвоевременных мыслях» обвиняет Ленина в захвате власти и развязывании в стране террора. Революция для Горького - бунт, неподготовленный эксперимент большевиков, всеобщая катастрофа. «Ленинцы рвут и мечут, довершая разрушение России - русский народ заплатит за это озерами крови».
Слайд 8Блок встретил революцию упоенно. В числе очень немногих тогда представителей интеллигенции поэт
Блок встретил революцию упоенно. В числе очень немногих тогда представителей интеллигенции поэт
Слайд 9Сам он весь обратился в слух - и обрел в музыке Октябрьской
Сам он весь обратился в слух - и обрел в музыке Октябрьской
В январе 1918 года он создал поэму «Двенадцать», где с величайшей страстью и громадным мастерством запечатлел открывшийся ему в романтических метелях и пожарах образ новой, свободной, революционной родины. Верный своим исконным представлениям о "России-буре", поэт понял и принял революцию как стихийный, неудержимый "мировой пожар", в очистительном огне которого должен испепелиться весь старый мир без остатка. Такое понимание Октябрьской революции обусловило как сильные, так и слабые стороны поэмы «Двенадцать». В ней гениально передана оглушившая поэта музыка крушения старого мира. Разумное же, созидательное, творческое начало пролетарской революции, реальное содержание ее социалистической программы не получили в поэме достаточно полного и ясного отражения.
В «Двенадцати» главное, основное и решающее, конечно, не идеалистическое заблуждение Блока, а его ясная вера в правоту народного дела, высокий революционно-романтический пафос, которым всецело проникнута поэма.
«Вдаль идут державным шагом...» - сказано о ее героях. Именно вдаль - то есть в далекое будущее, и именно державным шагом - то есть как новые хозяева жизни. Это и есть идейный центр поэмы. А то, каким это "будущее" окажется, поэт знать не мог.
Слайд 10Революцию 1917 года Есенин встретил восторженно. Он видел в ней реальную возможность
Революцию 1917 года Есенин встретил восторженно. Он видел в ней реальную возможность
Первый послереволюционный блок стихотворений поэта называется «Преображение». Такое название глубоко символично: преображается весь мир вокруг поэта, преображается и он сам.
Эй, россияне!
Ловцы вселенной,
Неводом зари зачерпнувшие небо,-
Трубите в трубы.
Под плугом бури
Ревет земля.
И вот, кажется, мечты поэта о новой жизни начинают сбываться. Но эти долгожданные перемены настораживают Есенина. Вместо ожидаемого «мужицкого рая», вместо вольной и сытой жизни перед глазами поэта предстает страна, раздираемая гражданской войной, опустошаемая разрухой.
Слайд 11С. А. Есенин старается всем сердцем принять все перемены, произошедшие в стране. Поэт
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Но уже к концу 1918 года, познав все ужасы военного коммунизма, столкнувшись с разрухой и голодом, Есенин в стихотворении «Я покинул родимый дом…» не скрывает тревоги о судьбе голубой Руси, но утверждает свою веру в то, что она сохранится благодаря самой природе несмотря ни на что.
Ужасы и страдания гражданской войны укрепляли поэта в предчувствиях близящейся гибели деревни. В ноябре 1920 года Есенин пишет поэму «Исповедь хулигана», которую Клюев и некоторые другие рассматривали чуть ли не как разрыв с крестьянскими поэтами.
В целом революция стала важным этапом в поэтической революции Есенина. Он проникся грандиозностью происходящих событий, приобрел вселенский, космический взгляд на милую сердцу деревню, на родную природу, но при этом осознал неизбежность ухода крестьянской «ситцевой» Руси. Рушились основы прежнего размеренного быта, поэт все больше погружался в богемную среду…
Слайд 12 «ПОБЕЖДЕННЫЕ»
Октябрьская революция молохом прошлась по России. Не могла она не отразиться и
«ПОБЕЖДЕННЫЕ»
Октябрьская революция молохом прошлась по России. Не могла она не отразиться и
М.А. Булгаков считал себя представителем интеллигенции и выразителем её дум и чаяний. Постреволюционную трагедию людей, оказавшихся в водовороте гражданской войны, а после ее окончания, в значительной своей части, - в эмиграции, писатель запечатлел в первом своем романе «Белая гвардия». На примере семьи Турбиных Булгаков показал, что люди, хоть и по-разному воспринимают и относятся к событиям, но всегда стремятся к покою, к привычному, сложившемуся.
Авторская позиция заключена в словах: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» И весь роман - это призыв автора к миру, справедливости, правде на земле.
Слайд 13Главное из того, что было создано Цветаевой до ее отъезда из Советской
Главное из того, что было создано Цветаевой до ее отъезда из Советской
Однако если первоначально она еще могла выразить надежду, что войдет в столицу Белый полк, то вскоре все переменилось. Судьба Добровольческой армии известна: она была разбита в боях. И главной темой «Лебединого стана» становится трагедия белого движения:
Белогвардейцы! Гордиев узел Доблести русской! Белогвардейцы! Белые грузди Песенки русской! Белогвардейцы! Белые звезды! С неба не выскрести! Белогвардейцы! Черные гвозди В рёбра Антихристу!
Слайд 14«Лебединый стан» нельзя рассматривать только как реквием Добровольческой армии. В нем обнаруживается
«Лебединый стан» нельзя рассматривать только как реквием Добровольческой армии. В нем обнаруживается
Все рядком лежат — Не развесть межой. Поглядеть: солдат. Где свой, где чужой? Белый был — красным стал: Кровь обагрила. Красным был — белый стал: Смерть побелила.
Слайд 15 В своем дневнике, озаглавленном «Окаянные дни», Иван Алексеевич Бунин выразил свое резко
В своем дневнике, озаглавленном «Окаянные дни», Иван Алексеевич Бунин выразил свое резко
Боль за то, что гибнет Россия, русская культура, что попираются интересы простых людей, имеющих право на жизнь и счастье, стала основным пафосом «Окаянных дней», горьким рефреном этого дневника - слова: «Опозорен русский человек!»
В русской революции 1917 г. писатель увидел кровавую игру, страшный бунт, который разрушает все национальные устои, ведет к краху великой культуры, сеет ненависть к интеллигенции, образованию, духовности.
Бунин не вернулся на свою Родину после эмиграции. Не вернулся никогда, даже туристом. В этой непримиримости - вызов Ивана Бунина, написавшего незадолго до смерти: «Я был не из тех, кто был революцией застигнут врасплох, для кого ее размеры и зверства были неожиданностью, но все же действительность превзошла все мои ожидания … Зрелище это было сплошным ужасом … После захвата власти Лениным, бежали сотни тысяч людей, имевших малейшую возможность бежать»
Слайд 16 Мне голос был.
Он звал утешно,
Он говорил:
“Иди сюда,
Оставь свой край
Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: “Иди сюда, Оставь свой край
Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид”. Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.
В этом стихотворении Анна Ахматова не высказала прямо свое отношение к революции, но выступила как гражданин. Здесь отражена позиция той части интеллигенции, которая осталась вместе со своей родиной.
Оказалось, что лирическая героиня А. Ахматовой, хрупкая, нежная, гордая женщина, - еще и мужественный человек.
Слайд 17С выходом сборников “Подорожник” и “Аnnо Domini” гражданская лирика русской поэзии обогатилась
С выходом сборников “Подорожник” и “Аnnо Domini” гражданская лирика русской поэзии обогатилась
Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам.
Милый сердцу поэтессы дореволюционный мир был разрушен. Для Ахматовой и многих ее современников это стало настоящей трагедией:
Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло, Все голодной тоскою изглодано…
Судьба А. Ахматовой очень трагична и связана с революционными событиями 1917 года: она пережила потерю мужа и единственного сына, травлю, репрессии, отказ печатать стихи, но не потеряла веры в жизнь.
Слайд 18Исследование Октябрьской революции в творчестве русских писателей не утратило своей актуальности, ибо
Исследование Октябрьской революции в творчестве русских писателей не утратило своей актуальности, ибо
Многие историки и политики пытаются переписать историю, сообразуясь со своими интересами. Белые пятна истории зачастую закрашиваются чёрной краской или, наоборот, происходит идеализация прошлого. Порой очень трудно разобраться, где правда, где ложь, кому верить, кому не верить.
Пытаясь осмыслить историю своей страны, мы обращаемся к произведениям поэтов, писателей – свидетелей и участников тех событий. И их свидетельства, часто очень эмоциональные, субъективные, противоположные друг другу, помогают нам разобраться и понять, как всё было на самом деле.
Исследование Октябрьской революции в творчестве русских писателей не утратило своей актуальности, ибо оно непосредственно связано с решением одной из самых острых проблем современности – проблемы войны и мира.
Многие историки и политики пытаются переписать историю, сообразуясь со своими интересами. Белые пятна истории зачастую закрашиваются чёрной краской или, наоборот, происходит идеализация прошлого. Порой очень трудно разобраться, где правда, где ложь, кому верить, кому не верить.
Пытаясь осмыслить историю своей страны, мы обращаемся к произведениям поэтов, писателей – свидетелей и участников тех событий. И их свидетельства, часто очень эмоциональные, субъективные, противоположные друг другу, помогают нам разобраться и понять, как всё было на самом деле.