Основные темы творчества Лермонтова

Содержание

Слайд 2

15.09. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841).

Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы

15.09. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики.
лирики.

Слайд 3

Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг написал нечто такое,

Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг написал нечто такое,
где он никому не подражал, зато
всем уже целый
век хочется
подражать ему.
А. А. Ахматова

Слайд 4

Детство и юность поэта

М. Ю. Лермонтов родился
3 октября 1814 г. в

Детство и юность поэта М. Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г.
Москве.  
Отец – Юрий Петрович Лермонтов носил чин капитана.

Он происходил из старинного шотландского рода.
Мать – Марья Михайловна происходила
из старинного и богатого рода Столыпиных.

Слайд 5

Детство
Михаил провёл
в имении Тарханы, расположенном
в Пензенской губернии. 
Принадлежало оно 

Детство Михаил провёл в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии. Принадлежало оно
бабушке поэта
по матери
Елизавете Алексеевне Арсеньевой.

Слайд 6

ТАРХАНЫ

ТАРХАНЫ

Слайд 7

1828-1830 гг.

Московский Благородный пансион при университете

1828-1830 гг. Московский Благородный пансион при университете

Слайд 8

1830-1832 гг.
Московский
университет

1830-1832 гг. Московский университет

Слайд 9

1832-1834 гг.
Школа
гвардейских
подпрапорщиков
и кавалерийских
юнкеров.
Корнет
Гусарского
полка

1832-1834 гг. Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Корнет Гусарского полка

Слайд 10

1837 г.
Откликаясь на смерть Пушкина,
Лермонтов написал стихотворение
«Смерть поэта»,
мгновенно

1837 г. Откликаясь на смерть Пушкина, Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно
облетевшее весь Петербург и  вызвавшее неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев, где он пробыл чуть больше года.

Слайд 11

1838 г.
Весной благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили
в гвардию, в тот

1838 г. Весной благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот
же Гусарский полк, откуда
он отправился в ссылку.
В Москве и Петербурге был сразу принят
в светском обществе.

В «Отечественных записках» появляются стихотворения «Дума», «Русалка», «Узник», повести «Бэла», «Фаталист».

Слайд 12

1840 г.
Вторая ссылка на Кавказ - в Тенгинский пехотный полк в

1840 г. Вторая ссылка на Кавказ - в Тенгинский пехотный полк в
действующую армию. Участвует в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при реке Валерик.

Слайд 13

1841 г.
15 июля (27 июля) убит на дуэли своим товарищем по

1841 г. 15 июля (27 июля) убит на дуэли своим товарищем по
Школе юнкеров Мартыновым. Лермонтов выстрелил вверх, Мартынов - прямо в грудь поэту.

«Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу», - напишет Белинский.

Слайд 14

1842 г.
Бабушка поэта обратилась к Николаю I с просьбой перевезти тело

1842 г. Бабушка поэта обратилась к Николаю I с просьбой перевезти тело
внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребён в фамильном склепе Арсеньевых.

Слайд 15

Своеобразие творческого пути поэта

Поэтическое мышление Лермонтова формировалось в сложный для России

Своеобразие творческого пути поэта Поэтическое мышление Лермонтова формировалось в сложный для России
исторический период. Это было время правительственной реакции, наступившей после разгрома декабристов.
Поэзия Лермонтова была выражением идейной жизни 30-х годов.
Одна из главных характерных черт лирики Лермонтова - резкое отрицание существующей действительности.
«Надо было уметь ненавидеть из любви, презирать из чувства гуманности, надо было обладать беспредельной гордостью, чтобы высоко держать голову, имея цепи на ногах». (А. Герцен)

Слайд 16

1828 - 1836 - ранний период   
1837 - 1841 - зрелый период
Граница - 1837 год,
год гибели Пушкина.

1828 - 1836 - ранний период 1837 - 1841 - зрелый период

Периоды творчества
М. Ю. Лермонтова

Слайд 17

Ранняя лирика поэта

Ранний Лермонтов – романтик. Его юношеская лирика - это

Ранняя лирика поэта Ранний Лермонтов – романтик. Его юношеская лирика - это
поэтический дневник человека, углублённого в познание самого себя, противопоставляющего свою личность обществу, окружающей его действительности. В лирических раздумьях Лермонтов пытается выяснить свои силы, стремления. Герой этих стихотворений- борец за свободу, человек великих страстей и исканий.

Слайд 18

Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя,

Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал, как тень
и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
(«1831-го июня 11 дня»)

Слайд 19

Период зрелой лирики (1837-1841)

Время высшего расцвета творчества Лермонтова. Появляются стихи - размышления о

Период зрелой лирики (1837-1841) Время высшего расцвета творчества Лермонтова. Появляются стихи -
судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.
Вместе с тем ещё более резкой становится критика бездуховности высшего, светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, находит которые в осмыслении темы народа и Родины.

Слайд 20

Основные темы и мотивы лирики Лермонтова

Основные темы и мотивы лирики Лермонтова

Слайд 21

Тема одиночества

Тема одиночества представлена многогранно. Поэт осмыслил её как глубоко личную трагедию,

Тема одиночества Тема одиночества представлена многогранно. Поэт осмыслил её как глубоко личную
испытывая неудовлетворённость собой, судьбой, политической обстановкой, обществом. Одиночество у Лермонтова – знак избранничества. Герой Лермонтова одинок потому, что он выше людей, которые не только не хотят, но и не могут понять его.

Слайд 22

Пассивность, пустота жизни, однообразие, бесцельность
и безрадостность существования. Призыв
к нравственному обновлению,

Пассивность, пустота жизни, однообразие, бесцельность и безрадостность существования. Призыв к нравственному обновлению,

к пробуждению
от духовной спячки.

Тема судьбы молодого поколения

Слайд 23

Тема родины

Особенность любви Лермонтова к Родине в том, что эта любовь контрастна:

Тема родины Особенность любви Лермонтова к Родине в том, что эта любовь
духовной жизни лирического героя противопоставлена общественная, и они не гармонируют друг с другом.

Слайд 24

С темой родины неразрывно связана тема природы. Пейзажная лирика у Лермонтова наполнена

С темой родины неразрывно связана тема природы. Пейзажная лирика у Лермонтова наполнена
одухотворенной красотой; в природе отражаются, как в зеркале, изменения человеческой души, трагические моменты жизни.

Тема природы

Слайд 25

Тема любви, дружбы

В поэтическом мире Лермонтова не найти счастливой любви в обычном

Тема любви, дружбы В поэтическом мире Лермонтова не найти счастливой любви в
её понимании. Любовь для Лермонтова очень сильное чувство, которое всегда сопровождают ненависть и одиночество. Его любовная лирика – это лирика страданий, изломов, сетований и проклятий.

Слайд 26

Тема поэта и поэзии

Размышляя о роли и назначении поэзии, Лермонтов создаёт величественный

Тема поэта и поэзии Размышляя о роли и назначении поэзии, Лермонтов создаёт
образ поэта. Истинный поэт всегда связан с людьми, его поэзия всегда необходима. Поэзия должна вмешиваться в жизнь, влиять на умы и чувства граждан. Лермонтовский поэт-пророк одинок, непонят, отвергнут обществом.

Слайд 27

«Молитва» (1837)

«Молитва» (1837)

Слайд 28

ПОРАЗМЫШЛЯЕМ

Что представляет собой это стихотворение по форме?
Назовите образы этого стихотворения.
О чём просит

ПОРАЗМЫШЛЯЕМ Что представляет собой это стихотворение по форме? Назовите образы этого стихотворения.
лирический герой Богородицу?

«Молитва» - лирический монолог героя, просящего Богородицу за «деву невинную».  Внутренняя драма героя, одинокого странника с «пустынной душой», отодвинута на второй план, а на первый выступает образ героини - её нравственная чистота и беззащитность перед враждебными силами «мира холодного» .

Слайд 29

«Благодарность» (1840)

Это ироничный и достаточно колкий монолог, обращённый к Богу. И его

«Благодарность» (1840) Это ироничный и достаточно колкий монолог, обращённый к Богу. И
название следует воспринимать в переносном смысле.