Историко-культурный процесс рубежа XVIII – XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма

Содержание

Слайд 2

Литературное направление-

совокупность основных особенностей литературного творчества, повторяющаяся в каком-либо периоде исторического

Литературное направление- совокупность основных особенностей литературного творчества, повторяющаяся в каком-либо периоде исторического
развития литературы; принципы, которыми руководствуется писатель, обобщая в художественных образах явления жизни
Художественный метод = литературное направление = литературное течение

Слайд 3

Основные литературные направления

Основные литературные направления

Слайд 4

Классицизм

 XVIII - начало XIX века
Представители: П. Корнель, Ж. Расин,
Ж. Б. Мольер, Ж.

Классицизм XVIII - начало XIX века Представители: П. Корнель, Ж. Расин, Ж.
Лафонтен (Франция);
М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков,
Д.И. Фонвизин, Я. Б. Княжнин,
Г. Р. Державин (Россия)

Слайд 5

Признаки

1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве.
2) Гармония

Признаки 1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве.
содержания и формы.
3) Цель искусства - нравственное воздействие на воспитание благородных чувств.
4) Простота, стройность, логичность изложения.
5) Соблюдение в драматическом произведении правила "трех единств": единство места, времени, действия.
6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами.

Слайд 6

7) Строгая иерархия жанров: "высокие" - эпическая поэма, трагедия, ода; "средние" -

7) Строгая иерархия жанров: "высокие" - эпическая поэма, трагедия, ода; "средние" -
дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; "низкие" - басня, комедия, фарс.
8)Основной конфликт
9) В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.

Чувство, страсть

Долг,
разум

Слайд 7

Особенности русского классицизма

Сатирическое направление – такие жанры, как комедия, басня и сатира,

Особенности русского классицизма Сатирическое направление – такие жанры, как комедия, басня и
повествующие о конкретных явлениях русской жизни (сатиры Кантемира, например, «На хулящих учение. К уму своему», басни Крылова);
Авторы-классицисты вместо античности брали за основу национально-исторические образы России (трагедии Сумарокова «Дмитрий Самозванец», «Мстислав», Княжнина «Росслав», «Вадим Новгородский»);
Присутствие патриотического пафоса во всех произведениях этого времени;
Высокий уровень развития оды как отдельного жанра

Слайд 8

Сентиментализм

XVIII - начало XIX века
Представители: Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия); Ж.-Ж. Руссо

Сентиментализм XVIII - начало XIX века Представители: Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия);
(Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия)
Манифест: Лоренс Стерн
«Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», Руссо «Эмиль или О воспитании», Гете «Страдания молодого Вертера»

Слайд 9

Признаки

1) Изображение природы как фона человеческих переживаний.
2) Внимание к внутреннему миру

Признаки 1) Изображение природы как фона человеческих переживаний. 2) Внимание к внутреннему
человека (основы психологизма).
3) Ведущая тема - тема смерти.
4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны.
5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.

Слайд 10

6)Идейная основа сентиментализма – протест против испорченности аристократического общества.
7)Новый герой «поселяне» и

6)Идейная основа сентиментализма – протест против испорченности аристократического общества. 7)Новый герой «поселяне»
«поселянки», пастухи и пастушки.

Слайд 11

Особенности русского сентиментализма

Сильная (дидактическая) нравоучительная установка
Выраженный просветительский характер
Совершенствование русского языка путем

Особенности русского сентиментализма Сильная (дидактическая) нравоучительная установка Выраженный просветительский характер Совершенствование русского
введения разговорных слов
Основная идея – мирная идиллическая жизнь человека на лоне природы
Противопоставление деревни и города: деревня – символ естественной жизни, нравственной чистоты; город – символ зла, неестественная жизнь

Слайд 12

Романтизм

Первая треть 19 века
Представители: Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В.

Романтизм Первая треть 19 века Представители: Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г.
Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция); В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия)
Манифест: Новалис – теоретические труды, поэзия Байрона

Слайд 13

Признаки

1) "Космический пессимизм" (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности

Признаки 1) "Космический пессимизм" (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности
современной цивилизации).
2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея "эскапизма" (бегство романтического героя в идеальный мир)
3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии).
4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души.
5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах.

Слайд 14

6)Романтиков интересуют взаимоотношения
между людьми
между человеком и обществом
между человеком и искусством
внутренний мир человека
7)Преобразовать

6)Романтиков интересуют взаимоотношения между людьми между человеком и обществом между человеком и
мир может искусство
8)Тема борьбы, бунта (часто против обывательщины, против законов общества)