Слайд 2Тема «маленького человека»
Тему «маленького человека» в русской литературе поднимали такие классики как
Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский и многие другие. Они, освящая эту тему, показывали человека, попавшего в тяжелую жизненную ситуацию под давлением среды. Как правило, такой человек заслуживал сочувствия и милосердия.
Слайд 4Тема «маленького человека» в творчестве А.П.Чехова
Чехов продолжил в своём творчестве тему «маленького
человека», но подошел к этой проблеме по-новому. Он считает, что на маленького человека влияет не только среда, но и он сам. Чехов не столько сочувствует своему герою, сколько высмеивает его.
Слайд 5Маленький человек Чехова
Маленький человек Чехова это обыватель, приспособленец. Человек, который сам
создает себе футляр, скудный мирок с узким кругом интересов. Его жизнь - это исполнение своих обязанностей и привычек. Причём герои рассказов Чехова - люди разных социальных сословий.
Слайд 8Рассказ «Смерть чиновника»
Среди ранних рассказов Чехова выделяются те, где смешное не
столько развлекает, сколько заставляет задуматься и содрогнуться. В рассказе «Смерть чиновника» маленький человек, чиновник Червяков, случайно чихнул в театре на лысину генерала. Червяков извинился, но успокоиться не смог. Его обуял животный страх. Он пытается снова и снова принести генералу извинения, чем вызывает раздражение статского генерала. Червяков с испугу умирает, не сумев обуздать страх: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и ... помер». У этого смешного рассказа очень грустный подтекст. В облике Червякова слышна авторская критика рабской психологии человека.
Слайд 10Рассказ «Толстый и тонкий».
Той же самой теме посвящен рассказ «Толстый и
тонкий». Встреча двух старых школьных приятелей перерастает в комическую сцену. Когда «тонкий» узнал, что его друг уже тайный советник, он вдруг «съежился, сгорбился, сузился...». Его чемодан, узлы и картонки «съежились, поморщились...» Чинопочитание, подхалимство «тонкого» вызывает тошноту не только у «толстого», но и у самого автора, выставившего это уродливое явление на суд читателей.
Слайд 13Рассказ «Человек в футляре».
Маленький человек в произведениях Чехова часто предстает перед нами
в образе «футлярной личности», то есть того, кто при жизни уже потерял свою человеческую душу, осталась лишь оболочка – никому не нужный футляр. С таким человеком мы встречаемся на страницах знаменитого рассказа «Человек в футляре».
Слайд 16Рассказа «Крыжовник»
Те же хитросплетения сюжета, повествующее о футлярном маленьком человеке, встречаем
в рассказах «Крыжовник» и «Ионыч». В первом из них главный герой ограничивает себя одной мечтой – о саде с растущем в нем крыжовником. Он делает все, чтобы достичь своей цели, но добившись ее, не понимает, что сам загнал себя в «футляр», потерял живую связь с людьми.
Слайд 17Рассказ «Ионыч»
В рассказе «Ионыч» главный герой – доктор Ионыч, попав в провинциальный
город, постепенно замыкается в себе: расстается с иллюзиями юности и становится циничным человеком.
Слайд 19Рассказ «Палата № 6»
Другой чеховский доктор из рассказа «Палата № 6» –
доктор Рагин, работая с душевнобольными пациентами, постепенно отказывается от выполнения своего врачебного долга. Доктор замыкается в себе, перестав обращать внимания на страдания людей, которым он призван оказывать помощь. В итоге такого замыкания в собственном футляре доктор теряет рассудок и оказывается в своей же палате в роли пациента. Не сумев выдержать унижений, он скоропостижно умирает.
Слайд 20Чехов - противник «футлярной жизни»
Антон Павлович Чехов в своих рассказах изображает
типичные явления того времени. Герои чеховских произведений - это слепки с натуры. Имена некоторых персонажей стали нарицательными, как, например, Беликов из рассказа «Человек в футляре». Болезнь русского общества глубоко волнует писателя, выступавшего противником «футлярной жизни», деградации личности. Чехов показывает реальную жизнь изнутри, горьким смехом вынося ей приговор.