Перечёркнутая жизнь Мастерство изображения внутреннего мира персонажа в рассказе А. П. Чехова «Спать хочется»

Содержание

Слайд 2

Рассказ «Спать хочется»

…Человек вдумчивый и беспристрастный никогда не торопится произнести свой приговор.

Рассказ «Спать хочется» …Человек вдумчивый и беспристрастный никогда не торопится произнести свой приговор. А. П. Чехов
А. П. Чехов

Слайд 3

Задачи урока:

Создать собственное истолкование образа Варьки. Убийство ребёнка совершила Варька, но однозначно

Задачи урока: Создать собственное истолкование образа Варьки. Убийство ребёнка совершила Варька, но
ли мы осуждаем героиню?
Осмыслить особенности изображения внутреннего мира героини рассказа. Оправдываем мы Варьку или осуждаем, зависит от мнения писателя. Отношение авт- ора раскрывается в специфике выражения внутреннего мира персонажей.

Слайд 4

Словарная работа

Интерьер
Душа человека
Аффект

Внутреннее пространство помещения, его убранство
Внутренний психический мир человека, его сознание
Состояние

Словарная работа Интерьер Душа человека Аффект Внутреннее пространство помещения, его убранство Внутренний
сильного возбуждения, потери самоконтроля

Слайд 5

Справка

В 19 веке социальное явление «служение в людях» было широко распространено. Многих

Справка В 19 веке социальное явление «служение в людях» было широко распространено.
детей отдавали в услужение, так как они становились обузой для своей семьи; им необходимо было овладевать ремеслом и в дальнейшем устраивать свою судьбу.
Жизнь «в людях» была крайне тяжёлой, так как дети, будучи бесправными, полностью зависимыми от хозяев, не могли оказывать сопротивление.

Слайд 6

Жизнь «в людях»

Василий Перов "Тройка"

Владимир Маковский "Свидание"

Жизнь «в людях» Василий Перов "Тройка" Владимир Маковский "Свидание"

Слайд 7

«Жизнь в людях»

Девочкам «в людях» жилось труднее, потому что их брали в

«Жизнь в людях» Девочкам «в людях» жилось труднее, потому что их брали
качестве прислуги, ничему не обучали, а шансы устроиться в будущем были ничтожно малы .Тяжкая женская доля постигалась девочками сызмала.

Слайд 8

Варька – главная героиня рассказа

Какой промежуток охватывает время действия рассказа?
Почему у нас,

Варька – главная героиня рассказа Какой промежуток охватывает время действия рассказа? Почему
читателей, возникает ощущение, что в эти сутки с небольшим писатель уместил почти всю жизнь тринадцатилетней Варьки?

Иллюстрация Т.В. Шишмарёвой к рассказу А. П. Чехова "Спать хочется"

Слайд 9

Исследовательская работа (анализ текста в группах)

1-я группа – работа с портретом.
2-я группа

Исследовательская работа (анализ текста в группах) 1-я группа – работа с портретом.
– работа с пейзажем.
3-я группа – работа с интерьером.
4-я группа – работа с речью персонажей.

Иллюстрация Т.В. Шишмарёвой к рассказу А. П. Чехова "Спать хочется"

Слайд 10

Результат работы первой группы

Портрет дан скупо.
Старушечья поза, ничего не выражающие глаза,

Результат работы первой группы Портрет дан скупо. Старушечья поза, ничего не выражающие
одеревеневшие лицо и шея – всё это свидетельствует о том, что Варька перестаёт ощущать себя живой, усыхает, опредмечивается, постепенно умирает, так что жизни в ней практически нет.

Слайд 11

Результат работы второй группы

Пейзаж присутствует лишь во сне, в воспоминаниях девочки.
Природа была

Результат работы второй группы Пейзаж присутствует лишь во сне, в воспоминаниях девочки.
в прежней жизни девочки.
После смерти отца мир темнеет, начинает сужаться (описание мрачной дороги в город).
Тёмный лес по краям дороги символизирует тяжёлые жизненные обстоятельства, которые гонят девочку в город.
Прежний светлый мир сузился до грязного шоссе.

Слайд 12

Результат работы третьей группы

Интерьер – свидетельство того, как узок мир Варьки и

Результат работы третьей группы Интерьер – свидетельство того, как узок мир Варьки
как скудна её жизнь.
Всё сведено в одну комнату, в замкнутое пространство которой не проникает ничего хорошего.
Комнатка – символ души девочки, её жизни.
Семь раз в тексте повторяется значимая деталь – «верёвка, тени от панталон и пелёнок. Зелёное пятно от лампадки».
Акцентируя наше внимание на верёвке, Чехов подводит к мысли, что жизнь девочки перечёркнута.

Слайд 13

Результат работы четвёртой группы

Речь Варьки отсутствует, героиня лишь мурлычет колыбельную
Бессловесность говорит о

Результат работы четвёртой группы Речь Варьки отсутствует, героиня лишь мурлычет колыбельную Бессловесность
её безликости.
Вся речь принадлежит её хозяевам (сплошь приказы, побудительные предложения, 12 глаголов повелительного наклонения, грубые обращения, нет ни одного вопроса, в котором бы выражалось человеческое участие).

Слайд 14

«В рассказе идёт речь о двух убийствах: убийстве ребёнка и убийстве души

«В рассказе идёт речь о двух убийствах: убийстве ребёнка и убийстве души
девочки». В. Теуш.

Можно ли согласиться, что душу Варьки убили?
Как воспринимает Варька плач ребёнка в первую ночь? А во вторую?
Почему девочка решает убить младенца?
Осознаёт ли она свой поступок?

Слайд 15

Творческая работа

А.П. Чехов заканчивает рассказ многоточием, предоставляя читателю решать, что было с

Творческая работа А.П. Чехов заканчивает рассказ многоточием, предоставляя читателю решать, что было
героиней дальше. Попробуйте домыслить рассказ и напишите к нему окончание (несколько предложений).
Какие аргументы вы привели бы в оправдание Варьки?

Слайд 17

Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру «Что нового мне открылось в творчестве А. П. Чехова».

Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру «Что нового мне открылось в творчестве А. П. Чехова».