Петербург в романе Преступление и наказание Ф. М. Достоевского

Содержание

Слайд 2

Парадный Петербург

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» является одним из главных

Парадный Петербург Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» является одним из
действующих лиц. Санкт-Петербург – величественный город мечты. Прошлое, настоящее и будущее нашей страны сливаются в нём воедино. 
Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители. Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Фёдора Михайловича Достоевского. Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.

Слайд 3

Петербург Достоевского предстаёт перед читателями городом серых, узких улиц и грязных, мрачных

Петербург Достоевского предстаёт перед читателями городом серых, узких улиц и грязных, мрачных
дворов-колодцев. На таком угнетающем фоне, придающем особенную, напряжённую атмосферу, и происходит действие одного из самых известных романов писателя. 
Все события «Преступления и наказания» происходят в той части Петербурга, где живут бедные и неблагополучные люди: попрошайки, пьяницы, женщины лёгкого поведения. Повсюду в городе встречаются распивочные, сточные канавы, мрачные здания. Однако, такой вид Петербурга, открывающийся с самых первых страниц романа, как нельзя лучше соответствует состоянию души его главного героя – Родиона Раскольникова

Слайд 4

Интерьеры квартир

Комната Раскольникова «была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый

Интерьеры квартир Комната Раскольникова «была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая
жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отстававшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок». Жилище Родиона в романе сравнивается с гробом. Человек не может долго существовать в таком кошмаре без вреда для своего рассудка. 
Коморка Раскольникова отражает весь Петербург.

Дом Раскольникова (Наши дни)

Комната Раскольникова

Слайд 5

Комната сони 

Комната Сони Мармеладовой похожа, скорее, на сарай и выглядит несколько уродливо.

Комната сони Комната Сони Мармеладовой похожа, скорее, на сарай и выглядит несколько
В комнате довольно мало мебели. Из мебели у Сони имеется кровать, стол, стул, а также два плетеных стула и комод. На стенах в жилище наклеены старые желтоватые обои. Обстановка в комнате кажется очень бедной.

Дом Сони Мармеладовой (Наши дни)

Слайд 6

Квартира старухи-процентщицы

Квартира старухи-процентщицы состоит из прихожей, крошечной кухни и двух комнат — гостиной

Квартира старухи-процентщицы Квартира старухи-процентщицы состоит из прихожей, крошечной кухни и двух комнат
и спальни. В гостиной старуха принимает своих клиентов, а в спальне — хранит деньги и заложенные вещи. Алёна Ивановна содержит свое жилище в полной чистоте, так что нигде не видно ни пылинки. В гостиной поклеены жёлтые обои, в этой комнате есть диван, стол, туалетный столик ("туалет"), несколько стульев и дешёвые картины на стенах, а также лампадка в углу перед иконой. В спальне у старухи-процентщицы стоит кровать, комод и киот (шкафчик) с иконами. Под кроватью в спальне старуха прячет укладку (сундук), в которой хранятся личные вещи и драгоценности, полученные от клиентов.

Дом старухи-процентщицы (Наши дни)

Слайд 7

Желтый цвет

Одной из характерных черт, присутствующих как на улицах города, так и

Желтый цвет Одной из характерных черт, присутствующих как на улицах города, так
внутри его зданий, является нездоровый и раздражающий жёлтый цвет. В него окрашены обои, мебель, казённые учреждения Петербурга; жёлтые лица у пьяного Мармеладова и женщины-самоубийцы. Сочетание этого цвета с серым подчеркивает безысходность и тоску, в которых живут все описываемые в романе люди: в их Петербурге нет радости и красоты. Ежедневно видя перед собой серые, старые стены зданий, разбитые мостовые и жёлтые пьяные лица, они сами отправляются в многочисленные питейные заведения, совершают преступления, заканчивают жизнь самоубийством, занимаются проституцией.

Слайд 8

В другой, «парадной» части города живут совершенно другие люди: они хорошо одеты, никогда не испытывают

В другой, «парадной» части города живут совершенно другие люди: они хорошо одеты,
чувства голода, постоянно веселятся на балах. Им нет дела до обитателей другого Петербурга.

Слайд 9

Социальное неравенство

В одном из эпизодов Раскольников с моста смотрит на прекрасную панораму

Социальное неравенство В одном из эпизодов Раскольников с моста смотрит на прекрасную
парадного города, из-за чего едва не попадает под колеса богатой коляски; та часть северной столицы – не для него, и обитателям Петербурга Достоевского нет смысла даже заглядываться на ее великолепие. В романе «Преступление и наказание» образ города не только является фоном всех происходящих событий, но и иллюстрирует характерное для него тогда социальное неравенство. Город мрачно равнодушен, так же, как и богатые люди, не желающие задумываться о жизни тех, кто обеспечивает их радостное существование, голодных сирот, больных женщин, безработных пьяниц и нищих студентов.