- Главная
- Литература
- Стихотворение А.С. Пушкина Деревня
Содержание
- 2. Стихотворение «Деревня» написано в июле 1819 г. в Михайловском под впечатлением от «псковского хамства» - крепостнического
- 3. Какой видится деревня лирическому герою? пустынный уголок Приют спокойствия, трудов и вдохновенья Лоно (место) счастья и
- 4. Что нравится лирическому герою в деревне? Что он любит в ней? Темный сад Луг со скирдами
- 5. В каком состоянии пребывает лирический герой в деревне? Я здесь, от суетных оков освобожденный, Учуся в
- 6. Лирический герой обретает гармонию с собой среди спокойных пейзажей, среди родных видов. Именно они пробуждают его
- 7. Стихотворение делится на 2 части Мы только что обсудили 1 часть. О чём она? В первой
- 8. Вторая часть стихотворения Но мысль ужасная здесь душу омрачает: Что эта за ужасная мысль? Ведь так
- 9. Вторая часть стихотворения Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого
- 10. Вторая часть стихотворения Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого
- 11. Вторая часть стихотворения О, если б голос мой умел сердца тревожить! Почто в груди моей горит
- 13. КАК ПУШКИН ПОКАЗЫВАЕТ ОБЫЧНУЮ ДЕРЕВНЮ?
- 14. Основные художественные приёмы стихотворения Основное средство художественной выразительности – контраст. В начале произведения поэт рисует мирные
- 15. ОБРАЗ РОССИИ Образ России обладает подчеркнутой двойственностью. С одной стороны, город, где процветают пороки и суета.
- 16. ОБРАЗ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ Образ лирического героя раскрывается в его мировоззренческой позиции — «друг человечества». Он —
- 18. Скачать презентацию
Слайд 2Стихотворение «Деревня» написано в июле 1819 г.
в Михайловском
под впечатлением
от
Стихотворение «Деревня» написано в июле 1819 г. в Михайловском под впечатлением от
Слайд 3Какой видится деревня лирическому герою?
пустынный уголок
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья
Лоно (место) счастья
Какой видится деревня лирическому герою?
пустынный уголок
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья
Лоно (место) счастья
Что значит:
я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.
Поэт оставил город, столицу, светское общество, в котором праздно проводил время в балах и сплетнях и уехал в деревню, где праздность (то есть свободное время) ощущается иначе, где тихо, спокойно и есть возможность подумать о жизни.
Слайд 4Что нравится лирическому герою в деревне? Что он любит в ней?
Темный сад
Луг
Что нравится лирическому герою в деревне? Что он любит в ней?
Темный сад
Луг
Светлые ручьи
Следы довольства и труда
Крестьян!
Озер лазурные
равнины
Ряд холмов
и нивы полосаты
Рассыпанные хаты
Бродящие стада
Овины дымные
Мельницы крылаты
Кого?
Слайд 5В каком состоянии пребывает лирический герой в деревне?
Я здесь, от суетных оков
В каком состоянии пребывает лирический герой в деревне?
Я здесь, от суетных оков
Учуся в истине блаженство находить
Роптанью не внимать толпы непросвещенной
Свободною душой закон боготворить,
Лирический герой пребывает в гармонии с собой и окружающим миром, свободный от города и светских условностей, он начинает ценить свободу и учится простым жизненным истинам. Он живет по велению сердца.
Участьем отвечать застенчивой мольбе
И не завидовать судьбе
Злодея иль глупца — в величии неправом.
Слайд 6Лирический герой обретает гармонию с собой среди спокойных пейзажей, среди родных видов.
Лирический герой обретает гармонию с собой среди спокойных пейзажей, среди родных видов.
Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
В уединенье величавом
Слышнее ваш отрадный глас.
Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
И ваши творческие думы
В душевной зреют глубине.
Слайд 7Стихотворение делится на 2 части
Мы только что обсудили 1 часть. О чём
Стихотворение делится на 2 части
Мы только что обсудили 1 часть. О чём
В первой части лирический герой наслаждается встречей с любимым «пустынным уголком», восхищается красотой «мирных» пейзажей. Он бродит по знакомым местам, обращает внимание на каждую деталь, чувствует все запахи, слышит все звуки. В этом крае лирический герой обретает душевную гармонию. Он избавляется от суеты, шумных балов, встреч и наедине с природой постигает великие истины бытия.
Деревня для лирического героя — это, с одной стороны, некий идеальный мир, где царят тишина и гармония. В этом краю, «приюта спокойствия, трудов и вдохновенья», герой обретает духовную свободу, предается «творческим думам». Образы первой части стихотворения — «темный сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «нивы полосаты» — романтизированы. Это создает идиллическую картину покоя и умиротворения.
С чего начинается вторая часть стихотворения?
Слайд 8Вторая часть стихотворения
Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Что эта за ужасная мысль?
Вторая часть стихотворения
Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Что эта за ужасная мысль?
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Лирический герой видит, что сельская жизнь не так прекрасна, как ему показалось сначала. Он замечает «невежества позор». В деревне повсюду царит «барство дикое» (помещичество), которое отбирает у крестьян в буквальном смысле всё.
Слайд 9Вторая часть стихотворения
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по
Вторая часть стихотворения
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
Образ «БАРСТВА ДИКОГО» представлен во всей красе: это люди без чести и совести, равнодушные к горю других. Они понукают крестьянскими девушками «для прихоти бесчувственной», а их братьев и отцов принуждают к труду, который истощает их силы. Но владелец неумолим, и судьбы народа его не волнуют, он присвоил его, как делает это разбойник.
Слайд 10Вторая часть стихотворения
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по
Вторая часть стихотворения
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
Образ КРЕСТЬЯНСТВА нарисован мрачными красками: «рабство тощее», «невежества убийственный позор», «тягостный ярем до гроба все влекут». Люди лишены воли, не имеют прав даже на надежду, ведь в любой момент барская прихоть может перечеркнуть их жизнь. В такой атмосфере безнадежности нет стимула к чему-то стремиться, поэтому само крестьянство не может спасти себя из плена. «Толпы измученных рабов» обречены на вымирание.
Слайд 11Вторая часть стихотворения
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди
Вторая часть стихотворения
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
Лирический герой с горечью признает, что ему не дано достучаться до людей и помочь рабам освободиться. Он сетует на «бесплодный жар», который разгорелся в его душе, и жалеет о своей неспособности решить общественные проблемы даром убеждения, поэзия бессильна… Он призывает царя повлиять на ситуацию, но сомневается, что доживет до этого дня.
Лирический герой желает застать «народ неугнетённый» и «рабство падшее», он мечтает о том времени, когда произойдёт отмена крепостного права и в обществе наступит равноправие. Это время он называет «просвещенной свободой» и «прекрасной зарей».
Слайд 13КАК ПУШКИН ПОКАЗЫВАЕТ ОБЫЧНУЮ ДЕРЕВНЮ?
КАК ПУШКИН ПОКАЗЫВАЕТ ОБЫЧНУЮ ДЕРЕВНЮ?
Слайд 14Основные художественные
приёмы стихотворения
Основное средство художественной выразительности – контраст. В начале произведения
Основные художественные
приёмы стихотворения
Основное средство художественной выразительности – контраст. В начале произведения
Широко распространены антитезы: «барство дикое» сталкивается с «рабством тощим», довольство и изобилие природы противопоставляется позорной нужде, в которой живут крестьяне.
Особое внимание следует уделить эпитетам: «мирный шум дубров» и «рабство тощее», «светлые ручьи» и «толпы измученных рабов».
Столь же распространены метафоры: деревня – «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», «мельницы крылаты», «лоно счастья и забвенья».
Поэт также использует олицетворение: шумят ручьи, везде «подвижные картины».
Слайд 15ОБРАЗ РОССИИ
Образ России обладает подчеркнутой двойственностью.
С одной стороны, город, где процветают
ОБРАЗ РОССИИ
Образ России обладает подчеркнутой двойственностью.
С одной стороны, город, где процветают
Эту Россию он противопоставляет другой — деревенской, где «барство дикое» помыкает «тощим рабством» и распространяет нищету, невежество, оскудение на русских землях.
Автор отчетливо показывает взаимосвязь двух миров: пока в одном цветет незаслуженная праздность, в другом надрывается от непосильной ноши трудовой народ.
Слайд 16ОБРАЗ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ
Образ лирического героя раскрывается в его мировоззренческой позиции — «друг
ОБРАЗ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ
Образ лирического героя раскрывается в его мировоззренческой позиции — «друг
А.С. Пушкин намеренно хвалит деревню, где так хорошо думать и творить. Это намек на то, что элита просто не видит жизни России, не вылезая из шикарных палат. Только на лоне природы можно прислушаться к себе и понять, куда стоит направить свои силы и возможности. Там же человек может наглядно рассмотреть, как живется обреченному на нищету трудовому крестьянству. Все эти условия и впечатления эффективнее поэтического слова докажут необходимость перемен.