По праву памяти А.Т. Твардовский

Содержание

Слайд 2

Тема разговора

- о времени;
- о том, как воспринимает его лирический герой поэмы;
-

Тема разговора - о времени; - о том, как воспринимает его лирический
как, в свою очередь, время формирует его;
- о социальной ответственности каждого;
- о гражданской жизненной позиции.

Слайд 3

Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и

Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и
сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти.
Д. С. Лихачев
(Музей памяти жертв
политических репрессий)

Слайд 4

- Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева о том, что «память

- Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева о том, что «память
активна»? Разделяете ли вы это утверждение?
- Можете ли вы на опыте старших поколений, на своем опыте, на опыте художественной литературы доказать, что память способна противостоять уничтожению времени?

Слайд 5

Проблемный вопрос:

Убеждает ли поэма А. Т. Твардовского в справедливости мысли Д. С.

Проблемный вопрос: Убеждает ли поэма А. Т. Твардовского в справедливости мысли Д. С. Лихачева?
Лихачева?

Слайд 6

Я жил, я был – за все на свете я отвечаю головой. А.

Я жил, я был – за все на свете я отвечаю головой.
Т. Твардовский

-Как вы думаете, почему эпиграфом к уроку взяты и слова Твардовского?
- Что мы можем сказать о позиции автора, судя по этому поэтическому заявлению?

Слайд 7

История создания поэмы

Поэма «По праву памяти» датируется 1966-1969 годами. А.Твардовский предпринимает настойчивые

История создания поэмы Поэма «По праву памяти» датируется 1966-1969 годами. А.Твардовский предпринимает
попытки опубликовать её на страницах руководимого им журнала «Новый мир». Но цензурное управление – Главлит – настойчиво задерживает публикацию произведения. Широкая критика культа личности Сталина в 1956-1964 годах, когда обнажались не только «ошибки», но и «злодеяния», «преступные действия» «вождя народов», сменилась во второй половине 60-х годов умолчанием, забвением, негласным запретом процесса демократизации. Поэтому Твардовский и не увидел свою поэму в печати. Поэма предстала перед читателями лишь после смерти автора, в 1987 году.

Слайд 8

Задумывалось новое произведение как «Глава дополнительная» к поэме «За далью – даль».

Задумывалось новое произведение как «Глава дополнительная» к поэме «За далью – даль».
Работа над новой главой была продиктована ощущением некоторой недосказанности о «времени и о себе». Позже «Глава дополнительная» вылилась в совершенно новое произведение. Она отразила острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов.

Слайд 9

Обстановка того времени

Становилось все заметнее, что направление журнала «Новый мир» объективно приобретала

Обстановка того времени Становилось все заметнее, что направление журнала «Новый мир» объективно
оппозиционный характер. И это главному редактору «Нового мира» отомстилось 10 августа 1968 года. А.Твардовский писал Кондратовичу: «Дела с журналом архитяжкие. Никогда еще так называемые события международной жизни не касались так непосредственно журнала и моей собственной». Твардовский имел в виду чехословацкие события.

Слайд 10

В августе 1968 года советские войска вошли в Чехословакию, на улицах Праги

В августе 1968 года советские войска вошли в Чехословакию, на улицах Праги
появились советские танки. В рабочей тетради поэта появилась такая запись (от 29 августа 1968 года):
Что делать мне с тобой, моя присяга, Где взять слова, чтоб рассказать о том, Как в сорок пятом нас встречала Прага,  И как встречает в шестьдесят восьмом.
Осудив эту акцию, Твардовский отказался поставить свою подпись под открытым письмом писателям Чехословакии.

Слайд 11

Это поступок, человеческий, гражданский. В словах Твардовского – сила нравственного и духовного

Это поступок, человеческий, гражданский. В словах Твардовского – сила нравственного и духовного
сопротивления. И это вызвало раздражение у чиновников литературы, недругов поэта. Враги журнала – секретари ЦК, редакторы Главлита, цензоры, инструкторы, консультанты – целый  щедринский мир – ополчились на «Новый мир» и его главного редактора. Все попытки опубликовать поэму оказались тщетными. «Я почувствовал, – говорил Твардовский, – что я упираюсь в резиновую стенку». Вот поэтому поэма и была опубликована только в 1987 году в журнале «Знамя».

Слайд 13

Вступление

- О каких былях и о какой самой большой плате говорит поэт

Вступление - О каких былях и о какой самой большой плате говорит
во вступлении?
-Чем вызвано это стремление «к живым и павшим отнестись»?
-Во вступлении читаем о сторожевом знаке, который верно служит поэту на его поэтическом пути. Что это за сторожевой знак, который не позволяет кривить душой, является «залогом речи нелукавой», заставляет,»чтоб слову был двойной контроль»?

Слайд 14

1 глава

- Как в первой главе переданы чувства и настроения юности? Насколько

1 глава - Как в первой главе переданы чувства и настроения юности?
точен поэт в передаче надежд, устремлений своих молодых героев?

Слайд 15

- Что говорит о них «завет начальных дней»?
- Об исполнении этого завета

- Что говорит о них «завет начальных дней»? - Об исполнении этого
поэт скажет:
...что проще – да,
но что сложней?
- Вы так же считаете?
-Почему при чтении этой главы вдруг возникает ожидание беды? Как поэт передает свою тревогу?

Слайд 16

2 глава

-Что для поэта и миллионов его сограждан стоит за словами, давшими

2 глава -Что для поэта и миллионов его сограждан стоит за словами,
название второй главе?
- Как показал Твардовский великую трагедию народа, своей страны?

Слайд 17

- Какой смысл вкладывает поэт в слово «кулак»? Как рисует судьбу своего

- Какой смысл вкладывает поэт в слово «кулак»? Как рисует судьбу своего
отца, судьбу русского крестьянства?
-Какие чувства вызывает этот рассказ?
- Какие чувства вызывает этот рассказ?

Слайд 18

- Каково авторское отношение к тому, кто был «судеб вершителем земным»?
- Глава

- Каково авторское отношение к тому, кто был «судеб вершителем земным»? -
заканчивается словами:
...за всеобщего отца
Мы оказались все в ответе,
И длится суд десятилетий,
И не видать еще конца.
- Как вы понимаете эти строки? Что «душу жжет» поэта?

Слайд 19

3 глава

- В последней главе многократно слышим: «забыть», «забвение», «память», звучит :

3 глава - В последней главе многократно слышим: «забыть», «забвение», «память», звучит
«прошлое», «будущее». Почему?
- Можно ли представить поэму без этой главы?
- Какие мысли она рождает?

Слайд 20

– Какие фразеологизмы использует автор в главе  «О памяти»?  – О чем говорит

– Какие фразеологизмы использует автор в главе «О памяти»? – О чем
такое широкое использование автором афоризмов и фразеологизмов?
Стена памяти жертв сталинских репрессий

Слайд 21

- В статье «Не пряча глаз» В. Лакшин пишет: « Испытывая волнения

- В статье «Не пряча глаз» В. Лакшин пишет: « Испытывая волнения
совести ...горчайшей вины перед семьей, перед отцом с его трудовыми руками, перед всем задавленным Сталиным русским крестьянством, Твардовский написал поэму «По праву памяти» – свое оправдание и свое покаяние»

- Может быть, это искупление, предостережение? Как считаете вы?

Слайд 22

Проблемный вопрос:

Убеждает ли поэма А. Т. Твардовского в справедливости мысли Д. С.

Проблемный вопрос: Убеждает ли поэма А. Т. Твардовского в справедливости мысли Д. С. Лихачева?
Лихачева?

Слайд 23

"Можно себе представить, какой грозой грянула бы эта поэма. Будь она напечатана

"Можно себе представить, какой грозой грянула бы эта поэма. Будь она напечатана
в 1969 году! <:> Можно себе представить, как встряхнула бы эта маленькая поэма человеческие души, уже начавшие привыкать к расслабляющей мысли о вседозволенности власть имущих и о собственном бессилии, уже начавшие погружаться в то нравственное болото, из которого мы сейчас пытаемся тащить себя за волосы. (Ю. Буртин. "Вам из другого поколенья:". К публикации поэмы А. Твардовского "По праву памяти". 1989).

Слайд 24

В своей статье "Память сердца" (1989) В. Дементьев пишет: "Особый драматизм ситуации,

В своей статье "Память сердца" (1989) В. Дементьев пишет: "Особый драматизм ситуации,
возникший в связи с замыслом поэмы "По праву памяти", <:> заключался еще в том, что общественное сознание в то время не было готово к восприятию такой вещи. Вот почему поэма увидела свет только спустя двадцать лет после того, как была завершена поэтом:".