Поэтическое течение Футуризм

Содержание

Слайд 2

Что же такое футуризм?

Футуризм – это литературное течение начала ХХ века, распространенное

Что же такое футуризм? Футуризм – это литературное течение начала ХХ века,
в Италии и России. Футуристы пропагандировали идею открытого произведения искусства, которое бы охватывало зрителя со всех сторон.
Футуризм (в переводе с лат. – будущее) — одно из направлений русского авангарда; термин, используемый для обозначения группы российских поэтов, писателей и художников, проповедовавших дух анархического бунтарства

Слайд 3

Возникновение литературного течения

Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма

Возникновение литературного течения Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо
«Красный сахар»). 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» появилась статья Маринетти «Манифест футуризма» В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль», что, в частности положило начало ещё и минимализму. Отказ от традиционной грамматики. Право поэта на свою орфографию. Словотворчество. Скорость. Ритм.. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело

Слайд 4

ФУТУРИЗМ

Кубофутуризм

Эгофутуризм

«Мезонин поэзии» (поэтическое объединение)

«Центрифуга» (московская футуристическая группа)

ФУТУРИЗМ Кубофутуризм Эгофутуризм «Мезонин поэзии» (поэтическое объединение) «Центрифуга» (московская футуристическая группа)

Слайд 5

Основные принципы футуризма

бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
отрицание культурных традиций,

Основные принципы футуризма бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; отрицание культурных
попытка создать искусство, устремлённое в будущее;
бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
поиск раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
культ техники, индустриальных городов;
пафос эпатажа

Слайд 6

Русский футуризм

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основал

Русский футуризм В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк
в своём имении группу футуристов «Гилея». Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие, ни на кого не похожие индивидуальности. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бурлюк – наиболее известные имена русского футуризма.
Первый русский футуристический сборник – «Садок Судей».

Слайд 7

Русский футуризм

Декларация футуристов «Пощечина общественному вкусу» была опубликована в 1912 году.
Один из

Русский футуризм Декларация футуристов «Пощечина общественному вкусу» была опубликована в 1912 году.
тезисов декларации: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности».
Наиболее влиятельной в этом течении была группа «кубофутуристов»: Д. Бурлюк, Вл. Маяковский, В. Хлебников и др.

Слайд 8

Владимир Маяковский (1893-1930)

Владимир Маяковский родился в селе Багдади в Грузии в семье

Владимир Маяковский (1893-1930) Владимир Маяковский родился в селе Багдади в Грузии в
Владимира Константиновича Маяковского и Александры Алексеевны Павленко.
Первое «полустихотворение» Маяковский напечатал в нелегальном журнале «Порыв», который издавался Третьей гимназией. По его словам, «получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно».
В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой
Познакомившись с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея», вошёл в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. Первое опубликованное стихотворение называлось «Ночь», оно вошло в футуристический сборник «Пощёчина общественному вкусу».

Слайд 9

Велимир Хлебников (1885 - 1922)

Виктор Владимирович Хлебников родился 9 ноября 1885 года

Велимир Хлебников (1885 - 1922) Виктор Владимирович Хлебников родился 9 ноября 1885
в главной ставке Малодербетовского улуса Астраханской губернии
В 1898 году семья переехала в Казань, где Виктор поступил в 3-ю казанскую гимназию. В 1912 футуристы начали активную деятельность.
В первой половине 1913 года Хлебников на постоянной основе сотрудничал с газетой «Славянин», просуществовавшей до июля и работал над сверхповестью (изобретённый им жанр).Там поэт пробыл до сентября, и состоявшийся летом съезд футуристов, на котором был принят ещё один манифест, прошёл без его участия.
в начале 1914 года состоялся визит в Россию родоначальника итальянского футуризма, на лекциях которого Хлебников демонстративно отсутствовал, из-за чего поссорился со многими своими друзьями

Слайд 10

Давид Бурлюк (1882 - 1967)

Украинский,русский и американский поэт, художник, один из основоположников

Давид Бурлюк (1882 - 1967) Украинский,русский и американский поэт, художник, один из
российского футуризма
Вернувшись в Россию, в 1907—1908 Бурлюк сошёлся с левыми художниками и участвовал в художественных выставках. В 1911—1914 занимался вместе с В. В. Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участник футуристических сборников «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу» и др. У него было два брата и три сестры — Владимир, Николай, Людмила, Марианна и Надежда. Владимир и Людмила были художниками, Николай — поэтом. Они также были участниками движения футуристов.
Свои сборники, брошюры, журналы Бурлюк издавал вдвоем с женой Марией Никифоровной Бурлюк и через друзей распространял эти издания преимущественно в пределах СССР. С 1930 в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), частью на английском, частью на русском языках, объёмом от 4 до 100 страниц, со своими живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений

Слайд 11

Что же стало с футуристами?

Судьба многих футуристов трагична. Одни расстреляны, как Терентьев,

Что же стало с футуристами? Судьба многих футуристов трагична. Одни расстреляны, как
другие сгинули в ссылке, как Хабиас. Выживших обрекли на забвение: Каменский, Кручёных, Гуро, Шершеневич. Только Кирсанову, Мартынову, Асееву, Шкловскому удалось, несмотря на опалу, сохранить статус признанных писателей и дожить до преклонных лет в полном расцвете творческих сил. Пастернак был затравлен при Хрущёве, хотя к тому времени полностью отошёл от принципов футуризма.

Слайд 12

Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие

Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие
из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством.
футуризм был источником вдохновения для некоторых авангардных русских художников, таких как Михаил Фёдорович Ларионов, Наталья Сергеевна Гончарова и Казимир Северинович Малевич
С точки зрения идеологии между итальянским и русским футуризмом также существовали различия. Итальянский футуризм воспевал милитаризм, а его лидера Маринетти упрекали в шовинизме и женоненавистничестве. В то же время, в русском футуризме немало антивоенных произведений, в противоположность милитаризму Маринетти

Русский футуризм в сравнении с итальянским

Слайд 13

Возникновение абстрактных произведений

В 1910 В. Кандинский создал первое абстрактное произведение и написал

Возникновение абстрактных произведений В 1910 В. Кандинский создал первое абстрактное произведение и
трактат, озаглавленный «О духовном в искусстве» (опубликован в 1912 на немецком языке, фрагменты русского варианта были прочитаны Н. И. Кульбиным в декабре 1911 на Всероссийском съезде художников в Петербурге). Выдвинув в качестве основополагающего фундамента искусства его духовное содержание, Кандинский считал, что сокровенный внутренний смысл полнее всего может выразиться в композициях, организованных на основе ритма, психофизического воздействия цвета, контрастов динамики и статики.

Слайд 14

В. В. Кандинский. «Химерическая импровизация». 1913.

В. В. Кандинский. «Химерическая импровизация». 1913.

Слайд 15

В. В. Кандинский. «Композиция». Акварель. 1910 год.

В. В. Кандинский. «Композиция». Акварель. 1910 год.

Слайд 16

МАЛЕВИЧ Казимир Северинович (1878-1935), российский художник.

Основоположник одного из видов абстрактного искусства, т.

МАЛЕВИЧ Казимир Северинович (1878-1935), российский художник. Основоположник одного из видов абстрактного искусства,
н. супрематизма («Черный квадрат», 1915). С нач. 1920-х гг. занимался научно-преподавательской деятельностью. В нач. 1930-х гг. обратился к реалистической живописи («Автопортрет», 1934).

Слайд 17

«Авиатор». 1914.

«Авиатор». 1914.

Слайд 18

«Черный квадрат». 1915.

«Черный квадрат». 1915.