Александр Константинович Глазунов

Содержание

Слайд 2

1865 - 1936

Александр Константинович Глазунов –выдающийся русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель,

1865 - 1936 Александр Константинович Глазунов –выдающийся русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель,
педагог,
с 1905 по 1928гг –
ректор Петербургской – Петро-
градской – Ленинградской консерватории.
Глазунов – Почетный доктор музыки
honoris causa Кембриджского и
Оксфордского университетов,
Заслуженный профессор
Петербургской консерватории,
Член-корреспондент Парижской
Академии наук.

Слайд 3

В судьбе А.К.Глазунова зримо воплотилась преемственность разных поколений русской музыки. Прочное душевное

В судьбе А.К.Глазунова зримо воплотилась преемственность разных поколений русской музыки. Прочное душевное
здоровье, сдержанная внутренняя сила и неизменное благородство – эти черты личности композитора привлекали к нему музыкантов-единомышленников, слушателей, многочисленных учеников. Сложившись еще в юношеские годы, они определили основной строй его творчества.

Слайд 4

Музыкальное развитие Глазунова
было стремительным.
Родившись в семье известного
книгоиздателя,

Музыкальное развитие Глазунова было стремительным. Родившись в семье известного книгоиздателя, будущий ком-
будущий ком-
позитор воспитывался в
атмосфере увлеченного
музицирования, поражая родных
необыкновенными
способностями –тончайшим
музыкальным слухом и умением
мгновенно запоминать в деталях
однажды слышанную музыку.

Слайд 5

Первыми учителями мальчика были пианисты Н.Холодкова и Е.Еленковский.
Но решающую роль в формировании

Первыми учителями мальчика были пианисты Н.Холодкова и Е.Еленковский. Но решающую роль в
музыканта сыграли занятия с крупнейшими композиторами –
М.Балакиревым и
Н.А.Римским-Корсаковым.
Общение с ними помогло Глазунову удивительно быстро

достичь творческой зрелости, и вскоре переросло в дружбу единомышленников.

Н.Римский-Корсаков

М.Балакирев

Слайд 6

Путь молодого композитора к слушателю начался с триумфа.
Первая симфония шестнадцатилетнего автора (премьера

Путь молодого композитора к слушателю начался с триумфа. Первая симфония шестнадцатилетнего автора
в 1881году) вызвала восторженные отклики публики и прессы,
высокую оценку коллег

Слайд 7

М.Беляев

На репетиции первой симфонии юный музыкант познакомился с искренним ценителем музыки,

М.Беляев На репетиции первой симфонии юный музыкант познакомился с искренним ценителем музыки,
крупным лесопромышленником и меценатом М.Беляевым, много сделавшим для поддержки русских композиторов.
Начиная с этого момента пути Глазунова и Беляева постоянно перекрещивались, вскоре молодой музыкант стал завсегдатаем беляевских пятниц.

Слайд 8

Ф.Лист

Вместе с Беляевым, Глазунов совершил длительную заграничную поездку, познакомился с культурными центрами

Ф.Лист Вместе с Беляевым, Глазунов совершил длительную заграничную поездку, познакомился с культурными
Германии, Швейцарии, Франции, в Веймаре посетил Ф.Листа.
Там же, на фестивале, посвященном творчеству Листа
с успехом прозвучала первая симфония молодого русского композитора.

1 симфония, 1 часть

Слайд 9

Долгие годы Глазунов был связан с любимыми детищами Беляева – музыкальным издательством

Долгие годы Глазунов был связан с любимыми детищами Беляева – музыкальным издательством
и Русскими симфоническими концертами.
После смерти основателя фирмы ( 1904), вместе с Н.А.Римским-Корсаковым и А.Лядовым Глазунов вошел в состав Попечительского совета для поощрения русских композиторов и музыкантов, созданного по завещанию и на средства Беляева.

А.Лядов, А.Глазунов, Н.Римский-Корсаков

Слайд 10

В 1899г. Глазунов становится профессором Петербургской консерватории. А в декабре 1905 года

В 1899г. Глазунов становится профессором Петербургской консерватории. А в декабре 1905 года
был избран ее директором.
Этому предшествовала полоса испытаний.

Здание Санкт-Петербургской консерватории

Слайд 11

В марте 1905 года многочисленные студенческие сходки требовали автономии консерватории от РМО.
Римский-Корсаков

В марте 1905 года многочисленные студенческие сходки требовали автономии консерватории от РМО.
был обвинен в подстрекательстве студентов к возмущениям и уволен.
Многие преподаватели, в том числе Глазунов и Лядов –
в знак солидарности вышли из состава профессоров.
Через несколько дней Глазунов
дирижировал оперой Р-К
«Кащей Бессмертный», поставленной силами консерваторских студентов. Спектакль перерос
в стихийный митинг

Заявление Глазунова и Лядова об увольнении

Обработка нар песни»Эй,ухнем»

Слайд 12

Невозможно переоценить ту благородную роль, которую играл в жизни консерватории Глазунов. Всесторонняя

Невозможно переоценить ту благородную роль, которую играл в жизни консерватории Глазунов. Всесторонняя
забота о служебном персонале, необычайная чуткость к нуждам каждого ученика, доброжелательность, которая была заложена во всей натуре Глазунова – делали его предметом обожания и молодежи, и профессуры, и музыкальной общественности Петербурга.

Слайд 13

Консерватория хранит память о Глазунове, как о великом музыканте и выдающемся директоре.

Консерватория хранит память о Глазунове, как о великом музыканте и выдающемся директоре.
Память эта сохранена в его рабочем кабинете, оставшемся неизменным. Здесь- личные вещи, картины, рукописи, письма,
отражающие богатый мир художника и музыкально-общественного деятеля.

Глазунов в своем кабинете, в консерватории

Слайд 14

Творческое наследие Глазунова – огромно. Им написаны 3 балета, 8 симфоний, симфонические

Творческое наследие Глазунова – огромно. Им написаны 3 балета, 8 симфоний, симфонические
поэмы, увертюры, сюиты, 2 концерта для фортепиано с оркестром и блестящий скрипичный концерт. В камерно-инструментальном жанре основное место занимают квартеты. Также популярны его романсы, сольные произведения для фортепиано, скрипки, органа, квартета саксофонов.

Скрипичный концерт

Слайд 15

Главные достижения Глазунова связаны с симфонической музыкой. Никто из отечественных композиторов конца

Главные достижения Глазунова связаны с симфонической музыкой. Никто из отечественных композиторов конца
XIX начала XX в не уделял столько внимания жанру симфонии. Его 8 симфоний объединяют 2 ветви русского симфонизма: лирико-драматическую ( П.Чайковский) и картинно-эпическую ( Кучкисты)

В результате синтеза этих традиций возникает новое явление – лирико-эпический симфонизм Глазунова, привлекающий слушателя светлой задушевностью и богатырской силой

5 симфония 1 ч.

Слайд 16

Развернутыми симфоническими картинами можно считать и балеты Глазунова («Раймонда», «Барышня-служанка» и «Времена

Развернутыми симфоническими картинами можно считать и балеты Глазунова («Раймонда», «Барышня-служанка» и «Времена
года») Самый знаменитый из них «Раймонда» (1897) Романтический сюжет балета навеян средневековыми рыцарскими легендами. Это была последняя большая работа балетмейстера

Музыкальное вопощение замысла – красочно и монументально. Яркая образность и мелодическая щедрость сочетаются с действенностью, драматическим противопоставлением европейских и восточных интонаций. Танцевальные эпизоды объединяются в стройные сюиты, а в симфонической партитуре широко используются лейтмотивы.

Мариуса Петипа

Прелюдия и вариация Раймонды

Слайд 17

А.Бородин

Помимо собственного творчества, Глазунов находил силы и для подвижнической работы над

А.Бородин Помимо собственного творчества, Глазунов находил силы и для подвижнической работы над
сочинениями ушедшего из жизни друга: -
музыка Бородина уже звучавшая в исполнении автора, но не записанная из-за его внезапной смерти, была спасена благодаря феноменальной памяти Глазунова. Так была завершена, совместно с Римским-Корсаковым опера «Князь Игорь», восстановлена и оркестрована 2 часть 3-й симфонии.

Слайд 18

Последние годы (1928-1936) стареющий композитор провел за границей. Умер Глазунов в Париже.

Последние годы (1928-1936) стареющий композитор провел за границей. Умер Глазунов в Париже.
В 1972 году его прах был перевезен в Петербург и захоронен в Александро-Невской лавре.