Полемика вокруг Грозы Островского

Содержание

Слайд 2

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» вызвала у литературных критиков неоднозначные мнения. А.Н. Добролюбов,

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» вызвала у литературных критиков неоднозначные мнения. А.Н. Добролюбов,
Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский по-своему рассматривали произведение.

Слайд 3

Факты о драме Островского «Гроза» «Гроза» - произведение, написанное Островским накануне великого события

Факты о драме Островского «Гроза» «Гроза» - произведение, написанное Островским накануне великого
— отмены крепостного права. Вопрос, поднятый в драме, был весьма актуален (обличение “темного царства” перед его крахом). Именно поэтому вокруг “Грозы” развернулась острая дискуссия, причем основным предметом спора был вопрос: как трактовать характер Катерины Кабановой, что собой являет эта героиня. Название «Гроза» – это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. Многие театры до сих пор имеют в своих репертуарах драму «Гроза», но каждая постановка – это свой взгляд, своя интерпретация.

Слайд 4

«Характер Катерины... составляет шаг вперед во всей нашей литературе».
«Русский сильный характер в

«Характер Катерины... составляет шаг вперед во всей нашей литературе». «Русский сильный характер
„Грозе“ поражает нас своей противоположностью всяким самодурным началам».
«Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе... самый сильный протест бывает тот, который поднимается... из груди самых слабых и терпеливых».
«Грустно, горько такое освобождение... В том-то и сила ее характера, оттого-то „Гроза“ и производит на нас впечатление освежающее».
«Конец этот кажется нам отрадным... в нем дан страшный вызов самодурной силе.

Н. Добролюбов «Луч света в темном царстве» (1860);

Слайд 5

Далее Добролюбов, говоря о Катерине, представляет ее как характер цельный, гармоничный, который

Далее Добролюбов, говоря о Катерине, представляет ее как характер цельный, гармоничный, который
“поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам”…
Говоря о том, как «понят и выражен сильный русский характер в «Грозе»…
«Натура заменяет здесь и соображения рассудка, и требования чувства и воображения»...
В своих рассуждения Добролюбов не заметил главного - различия между религиозностью Катерины и религиозностью Кабановых…

Н. Добролюбов «Луч света в темном царстве» (1860);

Слайд 6

Д. И. Писарев в статье “Мотивы русской драмы”

С иных позиций оценивал «Грозу»

Д. И. Писарев в статье “Мотивы русской драмы” С иных позиций оценивал
Д. И. Писарев в статье «Мотивы русской драмы», опубликованной в мартовском номере «Русского слова» за 1864 год.
В отличие от Добролюбова, Писарев называет Катерину «полоумной мечтательницей» и «визионеркой»...
Писарев считает нравственные переживания героини следствием неразумности Катерины…
Не одно светлое явление не может возникнуть в «тёмном царстве».
Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твёрдого характера , ни развитого ума.
Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.
Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым явлением. Писарев остаётся глух к духовной трагедии Катерины, он подходит к этому образу с откровенно прагматических позиций.

Слайд 7

Статья А.А. Григорьева «После «Грозы» Островского».

Наиболее глубоко прочувствовал “Грозу” Аполлон Григорьев
Он увидел

Статья А.А. Григорьева «После «Грозы» Островского». Наиболее глубоко прочувствовал “Грозу” Аполлон Григорьев
в ней “поэзию народной жизни, смело, широко и вольно”, захваченную Островским.
Народность — главное в творчестве Островского.
Именно народность определяет своеобразие характера Катерины.
Островский не обличает недостатки общества, а показывает жизнь во всех ее проявлениях. Слово «самодурство» неприменимо к героям Островского. Культура купечества и крестьянства, показанная в пьесах Островского, определяется словом «народность».

Слайд 8

Достоевский М. М.: "Гроза". Драма в пяти действиях А. Н. Островского.

«В "Грозе"

Достоевский М. М.: "Гроза". Драма в пяти действиях А. Н. Островского. «В
слышны новые мотивы, прелесть которых удваивается именно потому, что они новы. Галерея русских женщин Островского украсилась новыми характерами, и его Катерина, старуха Кабанова, Варвара, даже Феклуша займут в ней видное место. В этой пьесе мы заметили еще новую черту в таланте ее автора, хотя творческие приемы у него остались те же, что и прежде.
«Гроза» есть без сомнения одно из лучших его произведений. В ней поэт взял несколько новых сторон из русской жизни, до него никак еще не печатанных.
В этой драме он, по нашему мнению, шире прежнего взглянул на изображаемую им жизнь и дал нам из нее полные поэтические образы.
Если и есть недостатки в его пьесе, то они совершенно выкупаются первоклассными красотами.

Слайд 9

П.И. Мельников-Печерский

А. М. Пальховский -- критик и переводчик, биографические данные отсутствуют.

П.И. Мельников-Печерский А. М. Пальховский -- критик и переводчик, биографические данные отсутствуют. И.А. Гончаров Мнение критиков.

И.А. Гончаров

Мнение критиков.