Современная литературная духовная проза как жанр. Проза свт. Игнатия (Брянчанинова)

Слайд 2

Духовное, духовность

В.И. Даль: ДУХ м. бестелесное существо: обитатель невещественного; а существенного мира;

Духовное, духовность В.И. Даль: ДУХ м. бестелесное существо: обитатель невещественного; а существенного
бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремленье к небесному. Добрый дух, ангел, дух света, чистый; злой дух, дух тьмы. диавол. нечистый дух. Святой Дух, третье Лицо Св. Троицы. Дух Божий, благодать, вдохновенье, наитие, откровенье. ❘ Видение, привиденье, тень, призрак, бестелесное явленье на земле. ❘ Сила души, доблесть, крепость и самостоятельность, отважность, решимость; бодрость. У меня на это не станет духу. ❘ Отличительное свойство, сущность, суть, направленье, значенье, сила, разум, смысл. Дух веры христианской. Его смущает дух суемудрия. Духом кротости, а не палкой по кости. ❘ Дыханье. Дай перевести дух. Бежал, захватило или заложило дух. ❘ Видимое дыханье, пар выходящий из рта. В этом знач. дух, как жизнь, ниже души; а в высшем знач. искры Божества, дух выше души и отличает человека от животного.

Слайд 3

Свт. Феофан (Затворник): "Что же это за дух? Это та сила, которую

Свт. Феофан (Затворник): "Что же это за дух? Это та сила, которую
вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его. Все роды существ наземных изводила по повелению Божию земля. Из земли изошла и всякая душа живых тварей. Душа человеческая, хотя и сходна с душою животных в низшей своей части, но в высшей она несравненно превосходнее ее. Что она является такою в человеке, это зависит от сочетания ее с духом. Дух, вдохнутый Богом, сочетавшись с нею, столько возвысил ее над всякою нечеловеческой душой. Вот почему внутри себя мы замечаем кроме того, что видится у животных, и то, что свойственно душе человека одуховленной, а выше еще – то, что свойственно собственно духу. Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им. Более осязательные проявления сих движений жизни духа суть следующие:
Страх Божий… Совесть… Жажда Бога» (Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. Письма).

Слайд 4


А.В. Моторин в книге «Теория русской словесности» прослеживает
историю осмысления «духовности» в русской

А.В. Моторин в книге «Теория русской словесности» прослеживает историю осмысления «духовности» в
словесности XVII–XIX вв.
и дает такое определение: «Итак, духовность человека – это состояние
бесплотной человеческой души, так или иначе взаимодействующей с
входящим в нее через в-дохновение сверхчеловеческим "духом", будь он добрым или злым, божественным или демоническим» [Моторин, 2013, 22].

Слайд 5

св. Игнатий (Брянчанинов): «Ныне книга лишь о религиозном предмете – уже носит

св. Игнатий (Брянчанинов): «Ныне книга лишь о религиозном предмете – уже носит
имя "духовной". Ныне – кто в рясе, тот – неоспоримо "духовный"; кто ведет себя воздержно и благоговейно, тот "духовный" в высшей степени! Не так научает нас Священное Писание, не так научают нас Святые Отцы. Они говорят, что человек может быть в трех состояниях: в естественном, нижеестественном или чрезъестественном и вышеестественном. Эти состояния иначе называются: душевное, плотское, духовное. Еще иначе: пристрастное, страстное, бесстрастное. Нижеестественный, плотской, страстный есть служащий вполне временному миру, хотя бы он и не предавался грубым порокам. Естественный, душевный, пристрастный есть живущий для вечности, упражняющийся в добродетелях, борющийся со страстями, но еще не получивший свободы, не видящий ясно ни себя, ни ближних, а только гадательствующий как слепец, ощупью. Вышеестественный, духовный, бесстрастный есть тот, кого осенил Дух Святый, кто, будучи исполнен Им, действует, говорит под влиянием Его, возносится превыше страстей, превыше естества своего» [Игнатий (Брянчанинов), 2014, Письма, т. 2, 445–446].
Главное, на что следует обратить внимание в определении св. Игнатия, слово духовный относится здесь не к статическому разделению дух-душа-тело, а к динамическому различению состояний души.

Слайд 6

Духовный символизм

«И если невидимое зрится посредством видимого, как написано (у ап.

Духовный символизм «И если невидимое зрится посредством видимого, как написано (у ап.
Павла), то для преуспевших в духовном созерцании легче постигнуть видимое через невидимое. Ибо символическое созерцание умопостигаемого посредством зримого есть одновременно и духовное видение, и умозрение видимого через невидимое» [Максим Исповедник, 1993, 160].
Знание видимого через невидимое – это видение духовного смысла событий и вещей видимого мира.
Восходя от чувственного бытия через естественное символическое миросозерцание к духовному смыслу вещей, мы завершаем круг познания.

Слайд 7

Под духовным символизмом понимается духовное видение мира видимого. Полное, достоверное видение мира

Под духовным символизмом понимается духовное видение мира видимого. Полное, достоверное видение мира
видимого открыто преображенным уму и сердцу, так что только совершенные в духовном познании могут познавать видимое через невидимое, то есть открывать духовную сущность событий мира видимого.