Слайд 2Содержание
I. Введение.
II. Основная часть.
1.История русской дуэли.
2.Поединки в произведениях А.С.Пушкина «Евгений Онегин»,
![Содержание I. Введение. II. Основная часть. 1.История русской дуэли. 2.Поединки в произведениях](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/284662/slide-1.jpg)
«Капитанская дочка», «Выстрел».
3.Дуэль Печорина и Грушницкого в произведении
М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
4.Дуэль Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова
в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети».
5.Сцена дуэли Долохова с Пьером Безуховым в произведении
Л.Н.Толстого «Война и мир».
III. Заключение.
IV. Список использованной литературы.
Слайд 3Актуальность темы обусловлена тем, что учащиеся часто плохо знают обычаи, традиции страны
![Актуальность темы обусловлена тем, что учащиеся часто плохо знают обычаи, традиции страны](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/284662/slide-2.jpg)
в прошлом, потому и не могут разобраться в том или ином произведении.
Слайд 4Поединки в произведениях А.С.Пушкина
Отношение Пушкина к дуэли противоречиво: как наследник просветителей XVIII
![Поединки в произведениях А.С.Пушкина Отношение Пушкина к дуэли противоречиво: как наследник просветителей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/284662/slide-3.jpg)
века, он видит в ней проявление «светской вражды», которая «дико… боится ложного стыда». В «Евгении Онегине» культ дуэли поддерживает Зарецкий – человек сомнительной честности. Однако в то же время дуэль – и средство защиты достоинства оскорбленного человека. Она ставит в один ряд таинственного бедняка Сильвио и любимца судьбы графа Б***. Дуэль – предрассудок, но честь, которая вынуждена обращаться к ее помощи, - не предрассудок.
Слайд 5Дуэль Печорина и Грушницкого в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Автор показал,
![Дуэль Печорина и Грушницкого в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Автор показал,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/284662/slide-4.jpg)
что перед лицом смерти герой романа оказался таким же двойственным, каким мы видели его на протяжении всего произведения. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с помощью интриганов в глупое положение. Печорин готов был простить его, но в то же время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков. Чувствуя свое одиночество среди водяного общества, среди людей, подобных Грушницкому, осуждая это общество, Печорин сам является рабом его Морали. Печорин неоднократно говорит о своей двойственности, и двойственность его, как мы видим, - не маска, а действительное состояние души.
Слайд 6Дуэль П.П.Кирсанова и Е.Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Сцена дуэли
![Дуэль П.П.Кирсанова и Е.Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Сцена дуэли](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/284662/slide-5.jpg)
углубляет представления о личности Базарова: он оказывается намного человечней, чем заявляет о себе (помогает раненому Павлу Петровичу, наблюдает его как врач после ранения, чувствует к нему жалость, как к человеку преклонного возраста, глубоко несчастному и т. д.). Дуэль способствует обострению внутреннего конфликта Базарова. Она непосредственно связана с предысторией Павла Петровича: мы убеждаемся в том, что его жизненные неудачи не случайны - их причина в пассивно- созерцательном восприятии жизни, подмене истинного дела соблюдением определенного дворянского ритуала, по мысли Тургенева, не актуального. В то время как народ занимается трудом, господа "дируются".
Слайд 7Сцена дуэли Долохова с Пьером Безуховым в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Из
![Сцена дуэли Долохова с Пьером Безуховым в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/284662/slide-6.jpg)
этого эпизода мы узнаем, что Долохов грубым, самоуверенным, наглым кажется только снаружи, а на самом деле «…этот буян, бретер…был самый нежный сын и брат…». Здесь доказывается одно из утверждений автора, что не все так очевидно, понятно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Жизнь намного сложнее и многообразнее, чем мы о ней думаем, знаем или предполагаем. В этом эпизоде Л.Н.Толстой показал, насколько изменяет человека экстремальная ситуация, открывает его настоящее лицо.
Великий философ Лев Николаевич Толстой учит быть гуманными, справедливыми, терпимыми к недостаткам и порокам людей, ибо «кто без греха».
Слайд 8Заключение
Дуэль, во всем многообразии своих проявлений запечатлена в русской литературе XIX -
![Заключение Дуэль, во всем многообразии своих проявлений запечатлена в русской литературе XIX](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/284662/slide-7.jpg)
начала XX веков: от Бестужева-Марлинского и Пушкина до Чехова и Куприна.
Писатели сосредотачивают свое внимание на психологии дуэлянта, на его состоянии и поведении во время поединка; художественные характеристики существенно дополняют документальные знания.
В настоящее время дуэли на шпагах и пистолетах не происходят. Все споры решаются иными способами.