- Главная
- Литература
- Презентация на тему "Поэзия М.В.Ломоносова" - презентации по Литературе
Содержание
- 2. Имя основателя и отца русской поэзии по праву принадлежит этому великому человеку. Натура преимущественно практическая, он
- 3. План Творческий путь Ломоносова. 2. Заслуги Ломоносова. 3. Ломоносов – теоретик русского стихосложения. 4. Тематика поэзии
- 4. Родился 8 (19) ноября 1711 г. в семье поморского крестьянина-рыбака. В декабре 1730 г «жажда знаний»
- 5. Заслуги Ломоносова публикует научные работы, делает важнейшие открытия в химии и физике создает первый в России
- 6. Ломоносов показал, что тонический принцип должен быть распространен на все стихи, независимо от количества слогов «Письмо
- 7. «Письмо …» было прислано Ломоносовым вместе с одой «На взятие Хотина», Все это дало возможность Белинскому
- 8. Он первым открыл в поэзии - гражданственность и оптимизм, - интерес к историческому прошлому России, -
- 9. Оды Ломоносова Задачи гражданственности, которые ставил перед поэзией Ломоносов, требовали постановки проблем, имеющих важное государственное значение,
- 10. Ломоносов начал с победно-патриотической «Оды на взятие Хотина», написанной в 1739 г. в Германии, сразу после
- 11. Похвальные оды. Образ Петра I в поэзии Ломоносова Большая часть од Ломоносова была написана в связи
- 12. Поэма "Петр Великий" Время действия относится к 1702 г. и связано с началом Северной войны. В
- 13. Большая часть од Ломоносова была адресована Елизавете Петровне, это объясняется не только тем, что с ее
- 14. Россия в одах Ломоносова выступает в образе матери-родины, «небу равной» России. Прославляя военную мощь России, необходимую
- 15. Образ России в поэзии Ломоносова Величие России — в ее безмерных пространствах и в людях русских,
- 16. Важное место отводит поэт тропам: олицетворениям, метафорам, аллегориям и гиперболам, - отличающимся ликующим характером. Соединение метафор
- 17. Ломоносов проявил себя также в области духовной оды: стихотворные переложения библейских текстов с лирическим содержанием. Обращаясь
- 18. Авторы библейских псалмов, прославляя бога, восторженно воспевали созданный им бесконечно разнообразный в своих проявлениях мир. Горы
- 19. Свои обширные познания в области науки Ломоносов сделал предметом поэзии. Его «научные» стихи — действительно поэзия,
- 20. В первой строфе «Утреннего размышления» изображается восход солнца, наступление утра, пробуждение всей природы. Затем Ломоносов начинает
- 21. Сатирическая поэзия Ломоносова В борьбе с неучами и гонителями науки Ломоносов использовал порой шутку и даже
- 22. Переводы. Анакреонтическая лирика Становление молодой русской литературы XVIII в. не могло обойтись без использования опыта европейских
- 23. Цикл стихотворений «Разговор с Анакреоном» Это своеобразное произведение написано в последние годы творчества, состоит из четырех
- 24. Значение Ломоносова в литературе О роли Ломоносова в истории русской литературы Белинский писал: Сам поэт понимал
- 26. Скачать презентацию
Слайд 2Имя основателя и отца русской поэзии по праву принадлежит этому великому человеку.
Имя основателя и отца русской поэзии по праву принадлежит этому великому человеку.
Натура преимущественно практическая,
он был рожден реформатором
и основателем.
В.Г.Белинский
Поэзия Михаила Васильевича Ломоносова
Слайд 3План
Творческий путь Ломоносова.
2. Заслуги Ломоносова.
3. Ломоносов – теоретик русского стихосложения.
4. Тематика
План
Творческий путь Ломоносова.
2. Заслуги Ломоносова.
3. Ломоносов – теоретик русского стихосложения.
4. Тематика
5. Оды Ломоносова:
- Героико-патриотическая «Ода а взятие Хотина»;
- Похвальные оды: образ ПетраI, образ Елизаветы, образ Родины;
- Духовные оды;
6. Научная поэзия6. Научная поэзия.
7. Сатирическая поэзия.
8. Переводы. Анакреонтическая поэзия
9. Значение поэзии Ломоносова9. Значение поэзии Ломоносова.
10.Литература
Слайд 4Родился 8 (19) ноября 1711 г. в семье поморского крестьянина-рыбака. В декабре
Родился 8 (19) ноября 1711 г. в семье поморского крестьянина-рыбака. В декабре
В числе лучших учеников в 1736 г. был отправлен в Петербургский университет, а затем — в Германию, в Марбургский университет. Круг интересов Ломоносова за границей был необычайно широк, Ломоносов становится крупнейшим ученым-энциклопедистом.
По возвращении в Россию в сентябре 1741 г. Ломоносов зачислен в штат Академии наук адъюнктом, а с 1745 г. — профессором. Развертывает бурную научную, организационную и литературную деятельность: за 23 года работы в Академии Ломоносов создал основы отечественной науки.
Ломоносов скоропостижно скончался в самом зените славы 4 (15) апреля 1765 года. Похоронен Михаил Васильевич на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
Творческий путь Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов —
гениальный русский ученый, просветитель, поэт, художник.
Слайд 5Заслуги Ломоносова
публикует научные работы, делает
важнейшие открытия в химии и физике
создает
Заслуги Ломоносова
публикует научные работы, делает
важнейшие открытия в химии и физике
создает
проводит уникальные наблюдения прохождения планеты
Венера через диск солнца
исследует электрические явления
разрабатывает план северного морского пути
создает важнейшие труды в области культуры речи,
русского литературного языка и стихосложения
инициатор создания первого русского Московского университета
Поражает разносторонность научных интересов Ломоносова. Многие крупнейшие начинания середины века в области науки, искусства и просвещения связаны с именем Ломоносова:
Слайд 6Ломоносов показал,
что тонический принцип
должен
быть распространен
на все стихи, независимо
Ломоносов показал,
что тонический принцип
должен
быть распространен
на все стихи, независимо
от количества слогов
«Письмо о правилах
российского стихотворства»
(1739 г.)
Ломоносов указал на
ритмическое разнообразие
русского языка
и доказал необходимость
введения
трехсложных стоп
Определил
равноправность
в стихах мужской
и женской рифм
Слайд 7 «Письмо …» было прислано Ломоносовым
вместе с одой «На взятие Хотина»,
«Письмо …» было прислано Ломоносовым
вместе с одой «На взятие Хотина»,
Все это дало возможность Белинскому
именно с этой оды
вести начало русской литературы.
написанной в соответствии со новыми теоретическими положениями,
ямбическим стихом, наиболее удачным для оды, ибо строй этого метра «возносится снизу вверх»,
создавая требуемое «великолепие», вызванное патриотическим пафосом победной героики и торжества.
Слайд 8Он первым открыл в поэзии
- гражданственность и оптимизм,
- интерес к
Он первым открыл в поэзии
- гражданственность и оптимизм,
- интерес к
- веру в ее светлое будущее.
Поэт-просветитель, Ломоносов видел в поэтической деятельности средство гражданского воспитания, средство воздействия на общество.
Его поэтическая задача была подсказана самой историей
- прославить мощь русского государства,
дела Петра,
начертать дальнейший путь развития отечественной науки и культуры.
Тематика поэзии Ломоносова
«Для пользы общества коль радостно трудиться!» —
эти слова Ломоносова раскрывают
жизнеутверждающую сущность его поэзии.
Это и определило своеобразие тематики поэзии Ломоносова
от легких стихотворений в духе ранней немецкой анакреонтики
до гражданской поэзии больших государственных тем.
Слайд 9Оды Ломоносова
Задачи гражданственности, которые ставил перед поэзией Ломоносов,
требовали постановки проблем,
Оды Ломоносова
Задачи гражданственности, которые ставил перед поэзией Ломоносов,
требовали постановки проблем,
и этому как нельзя лучше соответствовал избранный им жанр оды.
Ода – лирический жанр,
пришедший в европейскую литературу из античной поэзии, подразделяется на типы:
победно-патриотическая,
похвальная,
философская,
- духовная,
- анакреонтическая
— все это стало оригинальным созданием Ломоносова.
Устойчивая строфика од – 10 стихов четырехстопного ямба
Своеобразный величественный и напряженный стиль
Слайд 10Ломоносов начал с победно-патриотической «Оды на взятие Хотина»,
написанной в 1739 г.
Ломоносов начал с победно-патриотической «Оды на взятие Хотина»,
написанной в 1739 г.
В оде Ломоносова можно выделить 3 части:
вступление, изображение битвы и прославление победителей.
Картины боя даны в типичном для Ломоносова гиперболизированном стиле, воплотившем в себе напряженность и героику батальных сцен. Вершителем всех событий выведен русский солдат, «росс», как называет его автор. Над русским воинством появляются тени Петра I и Ивана Грозного, одержавших в свое время победы над магометанами.
Такие исторические параллели станут после Ломоносова одной из устойчивых черт одического жанра.
Ода на взятие Хотина
Крепит отечества любовь
Сынов российских дух и руку:
Желает всяк пролить всю кровь,
От грозного бодрится звуку
Слайд 11Похвальные оды. Образ Петра I в поэзии Ломоносова
Большая часть од Ломоносова
Похвальные оды. Образ Петра I в поэзии Ломоносова
Большая часть од Ломоносова
Однако содержание и значение похвальных од Ломоносова шире и важнее их официально-придворной роли. В каждой поэт развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского государства.
Свои торжественные оды Ломоносов писал с 1739-1764 г. и создал 20 од.
Одним из главных образов похвальных од становится ПетрI.
В глазах Ломоносова Петр — создатель новой России,
ее национальный герой, неустанный труженик, просветитель:
Он жив, во все страны взирает,
Свою Россию обновляет,
Полки, законы, корабли
Сам строит, правит и предводит,
Натуру духом превосходит —
Герой в морях и на земли (Ода 1757г.)
В оде 1752 г. Ломоносов говорит о том, что Петр
«свет открыл России всей», в оде 1761 г.— видит в Петре
«защитника, отца, героя».
Слайд 12Поэма "Петр Великий"
Время действия относится к 1702 г. и связано с
Поэма "Петр Великий"
Время действия относится к 1702 г. и связано с
Содержанием второй песни является штурм и взятие крепости Нотербург. Большое место в поэме отведено подвигу рядовых воинов. Батальные сцены перемежаются лирическими отступлениями автора, обращенными то к шведам, то к русскому войску.
Таким образом, основная тема двух песен, написанных Ломоносовым, — неустанная борьба, которую ведет Петр с внешними и внутренними врагами, препятствующими грандиозным преобразованиям в стране. Наиболее сложными врагами, по мысли Ломоносова, являются враги внутренние. В поэме Ломоносов говорит и о военной мощи России как залоге процветания в стране наук и искусств.
Гимном славы Петру должна была стать эпическая поэма «Петр Великий», из которой он написал только 2 песни (задумано было двадцать четыре). Но и из написанного ясно выступает замысел поэмы и облик ее героя. Петр в поэме Ломоносова — «строитель, плаватель, в полях, морях герой».
Слайд 13Большая часть од Ломоносова была адресована Елизавете Петровне, это объясняется не только
Большая часть од Ломоносова была адресована Елизавете Петровне, это объясняется не только
Ломоносов под этим влиянием и создавал образ
Елизаветы Петровны, идеализируя ее, изображая
покровительницей наук и искусств,
насадительницей просвещения:
Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет;
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.
И это об императрице, отличавшейся праздностью,
скучавшей во время ученых бесед, которым она
предпочитала развлечения, балы.
С воцарением Елизаветы Петровны, писал
Ломоносов, «Россия зрит конец бедам», ибо
Елизавета — наследницадел Петра:
Кому возможно описать
Твои доброты все подробну?
Как разве только указать
В Петре природу в том подобну.
Образ Елизаветы в одах Ломоносова
Слайд 14Россия в одах Ломоносова выступает в образе матери-родины, «небу равной» России. Прославляя
Россия в одах Ломоносова выступает в образе матери-родины, «небу равной» России. Прославляя
Российска тишина пределы превосходит
И льет избыток свой в окрестные страны:
Воюет воинство Твое против войны;
Оружие Твое Европе мир приводит.
Только при «тишине» и возможно
достичь расцвета в науке, культуре
говорится в «Оде на день восшествия
на престол Елизаветы Петровны»
1747года:
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Образ России в поэзии Ломоносова
Слайд 15Образ России в поэзии Ломоносова
Величие России — в ее безмерных пространствах
Образ России в поэзии Ломоносова
Величие России — в ее безмерных пространствах
… может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
По убеждению поэта, благо и слава Родины
— в развитии “божественных” наук:
механики, химии, астрономии:
Науки пользуют везде
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладком и в труде.
Картину будущих грандиозных научных открытий
начертал Ломоносов в оде 1750 г.,
обращаясь к молодым ученым с призывом
исследовать еще не исследованное
и не открытое:
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет...
В этой и других его одах воплощается
мечта поэта о техническом прогрессе России, ее величии и могуществе.
Слайд 16Важное место отводит поэт тропам:
олицетворениям, метафорам,
аллегориям и гиперболам, -
отличающимся
олицетворениям, метафорам,
аллегориям и гиперболам, -
отличающимся
Соединение метафор переходит в
аллегорию, например в оде 1748 г.:
Заря багряною рукою
От утренних спокойных вод
Выводит с солнцем за собою
Твоей державы новый год.
Художественное своеобразие похвальных од
В авторскую речь обильно вводятся
типично ораторские приемы —
вопросы, восклицания,
например, начало оды 1750 г.,
адресованное Елизавете Петровне:
Какую радость ощущаю?
Куда я ныне восхищен?
Небесну пищу я вкушаю,
На верьх Олимпа вознесен!
Поэт обильно использует
мифологические образы:
В полях кровавых Марс страшился,
Свой мечь в Петровых зря руках,
И с трепетом Нептун чудился,
Взирая на российский флаг
Художественное своеобразие похвальных од Ломоносова
определяется их идейным содержанием
Каждая ода представляет собой
вдохновенный монолог поэта в стихотворной форме.
Слайд 17Ломоносов проявил себя также в области духовной оды:
стихотворные переложения библейских текстов
Ломоносов проявил себя также в области духовной оды:
стихотворные переложения библейских текстов
Обращаясь к Библии, поэты находили в ней темы,
близкие к собственным мыслям и настроениям.
В духовных одах Ломоносова отчетливо прослеживаются две темы: восхищение гармонией, красотой мироздания
и гневное обличение гонителей, недоброжелателей поэта.
Обе темы имели свою биографическую основу. В сравнении с похвальными, духовные оды Ломоносова отличаются краткостью и простотой изложения. Язык духовных од лаконичен и лишен всякого рода «украшений».
Пушкин считал духовные оды Ломоносова
лучшими его произведениями:
«Они останутся вечными памятниками
русской словесности; по ним долго еще
должны мы будем изучаться
стихотворному языку нашему».
Некоторые из духовных од Ломоносова
стали «кантами», т. е. народными песнями,
и пользовались популярностью
не только в XVIII, но и в XIX в.
Духовные оды
Слайд 18Авторы библейских псалмов, прославляя бога, восторженно воспевали созданный им бесконечно разнообразный в
Авторы библейских псалмов, прославляя бога, восторженно воспевали созданный им бесконечно разнообразный в
Ломоносову, ученому-естествоиспытателю, хорошо знакомому с грозными стихиями природы, была близка эта поэзия, и он охотно занимался переложением псалмов. В «Переложении псалма 103» он писал:
Одеян чудной красотой,
Зарей божественного света,
Ты звезды распростер без счета
Шатру подобно пред собой.
Биографична и вторая тема, представленная в переложении 26-го и 143-го псалмов. В первом из них поэт жалуется на свое раннее сиротство и одиночество:
Меня оставил мой отец
И мать еще в младенстве.
Затем он обращается к богу с просьбой защитить его от наглых и коварных врагов:
Меня в сей жизни не отдай
Душам людей безбожных,
Твоей десницей покрывай
От клеветаний ложных.
Духовные оды
Слайд 19Свои обширные познания в области науки Ломоносов сделал предметом поэзии.
Его «научные»
Свои обширные познания в области науки Ломоносов сделал предметом поэзии.
Его «научные»
В каждом из «Размышлений» повторяется одна и та же композиция. Сначала изображаются явления, знакомые человеку по его ежедневным впечатлениям. Затем поэт-ученый приподнимает завесу над невидимой, скрытой областью Вселенной, вводящей читателя в новые, неизвестные ему миры.
Научная поэзия
Слайд 20 В первой строфе «Утреннего размышления» изображается восход солнца, наступление утра, пробуждение
В первой строфе «Утреннего размышления» изображается восход солнца, наступление утра, пробуждение
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.
Ломоносов выступает в этом стихотворении как
великолепный популяризатор научных знаний.
Сложные явления он раскрывает с помощью обычных,
«земных» образов: «огненны валы», «вихри пламенны»,
«горящи дожди».
В «вечернем» размышлении поэт обращается к явлениям,
предстающим нам на небосводе с наступлением ночи:
Лицо свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Ломоносов пишет о бесконечности вселенной, в которой человек выглядит как малая песчинка в бездонном океане. Считать землю центром мироздания, это был совершенно новый взгляд на окружающий его мир. Ломоносов ставит вопрос о возможности жизни на других планетах, предлагает рад гипотез о физической природе северного сияния.
Слайд 21Сатирическая поэзия Ломоносова
В борьбе с неучами и гонителями науки
Ломоносов использовал
Сатирическая поэзия Ломоносова
В борьбе с неучами и гонителями науки
Ломоносов использовал
В брошюре
«Явление Венеры на солнце»
он указывал на невозможность
вмешательства церкви в дела науки.
Поэт приводит притчу, об остроумной защите
гелиоцентрической системы Коперника:
как-то на пиру спор ученых Коперника
и Птолемея решает повар:
Он дал такой ответ:
«Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг круг жаркова?»
Более резко звучит
«Гимн бороде»,
поводом к написанию которого
послужили следующие обстоятельства:
ученик Ломоносова Николай Поповский
перевел в стихах поэму
английского просветителя
Александра Попа «Опыт о человеке»,
но Синод запретил
печатать эту книгу.
Ломоносов ответил на это решение
«Гимном бороде», одним из самых
смелых в XVIII в.
антиклерикальных произведений.
Слайд 22Переводы. Анакреонтическая лирика
Становление молодой русской литературы XVIII в.
не могло
Переводы. Анакреонтическая лирика
Становление молодой русской литературы XVIII в.
не могло
европейских писателей.
Одной из форм были переводы как древних,
так и новых авторов.
Ломоносову принадлежит перевод нескольких
стихотворений Анакреона.
Часть из них вошла в «Разговор с Анакреоном».
Переводами Анакреона Ломоносов положил
начало такому явлению в нашей литературе,
как русская анакреонтика.
Опыты Ломоносова отзовутся в начале XIX в.
в легкой поэзии Батюшкова
и лицейской лирике Пушкина.
Ломоносову принадлежит также первый
перевод на русский язык стихотворения Горация
«Я знак бессмертия себе воздвигнул»,
известного под условным названием «Памятник».
Перевод близок к оригиналу.
Некоторые стихи этого произведения оказались
созвучными жизни и деятельности Ломоносова:
незнатный род поэта и заслуги в развитии
отечественной поэзии.
Впоследствии уже не перевод,
а подражание «Памятнику» напишут
Державин, Пушкин и Брюсов.
Слайд 23Цикл стихотворений «Разговор с Анакреоном»
Это своеобразное произведение написано в последние годы
Цикл стихотворений «Разговор с Анакреоном»
Это своеобразное произведение написано в последние годы
состоит из четырех пар стихотворений, представляющих перевод
оды Анакреонта и свой стихотворный ответ, в котором нашло отражение
поэтическое кредо Ломоносова:
Собственная позиция Ломоносова раскрывается
в заключительном диалоге, где поэты просят «живописца» нарисовать портреты
их «возлюбленных». Анакреон хотел бы увидеть точное подобие своей любимой.
Возлюбленной Ломоносова оказывается его родина, Россия, которую он просит
изобразить в виде царственной женщины, сильной, здоровой и красивой:
Изобрази ей возраст зрелой
И вид в довольствии веселой,
Отрады ясность по челу
И вознесенную главу
Служение матери-Родине Ломоносов понимает как творчество,
доставляющее человеку сознание своей полезности обществу.
Мне струны поневоле
Звучат геройский шум.
Не возмущайте боле,
Любовны мысли, ум;
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славой вечной
Я больше восхищен
Слайд 24Значение Ломоносова
в литературе
О роли Ломоносова в истории русской литературы Белинский писал:
Значение Ломоносова
в литературе
О роли Ломоносова в истории русской литературы Белинский писал:
Сам поэт понимал свое высокое назначение и, переводя строки знаменитой оды Горация, писал:
«С Ломоносова начинается наша литература: он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим».
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может
Ни множество веков, ни една древность.
Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Огромное влияние Ломоносова на русскую литературу и культуру отмечали Радищев и Пушкин:
Его произведения «останутся вечными памятниками русской словесности;
по ним долго еще
должны мы будем изучаться
стихотворному языку нашему».