Презентация на тему Ходасевич Владислав Фелицианович

Содержание

Слайд 2

«Я считаюсь злым критиком…»

«Я считаюсь злым критиком…»

Слайд 3

Семья

Отец, Фелициан Иванович - выходец из литовской обедневшей дворянской семьи.
Мать, Софья

Семья Отец, Фелициан Иванович - выходец из литовской обедневшей дворянской семьи. Мать,
Яковлевна – дочь известного еврейского литератора Якова Александровича Брафмана.
Брат, Михаил Фелицианович Ходасевич -известный адвокат.
Племянница, Валентина Ходасевич – известная советская художница.

Слайд 4

  Юность. В кругу символистов

1904 - поступил на юридический факультет
1905 -

Юность. В кругу символистов 1904 - поступил на юридический факультет 1905 -
перешел на филологический факультет, знакомство с символистами
1908 – первая книга стихов «Молодость» (влияние символизма)
1914 - «Счастливый домик» (обращение к поэтике
пушкинского стиха)

Слайд 5

    Критические опыты. Смена привязанностей (1910-е годы)
Рецензирует сборники литературной молодежи, осторожно приветствует первые

Критические опыты. Смена привязанностей (1910-е годы) Рецензирует сборники литературной молодежи, осторожно приветствует
книги А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама
Выделяет поэтические сборники Клюева, М. А. Кузмина, И. Северянина
Выступает против программных заявлений акмеистов и футуристов
Рецензия на книгу В. Брюсова (1916)«Семь цветов радуги» («самый умышленный человек», насильственно подчинивший «идеальному образу» свою настоящую природу)
Длительные (с 1904) отношения с А. Белым (человек, «отмеченный... несомненной гениальностью»)

Слайд 6

Вера в обновление. «Путем Зерна»

«Выйдя из символизма, ни к чему и

Вера в обновление. «Путем Зерна» «Выйдя из символизма, ни к чему и
ни к кому не примкнули, остались навек одинокими, «дикими». Литературные классификаторы и составители антологий не знают, куда нас приткнуть». (Из очерка «Младенчество», 1933)
1920 - книга «Путем Зерна», главной темой поэзии Ходасевича становится преодоление дисгармонии, по существу неустранимой

Слайд 7

Поиски места в новой России

После революции Xодасевич читает лекции о Пушкине

Поиски места в новой России После революции Xодасевич читает лекции о Пушкине
в литературной студии при московском Пролеткульте
Работает в театральном отделе Наркомпросса, в горьковском издательстве «Всемирная литература», «Книжной Палате»
Пишет мемуарные очерки сер. 1920–30-х гг.: «Белый коридор», «Пролеткульт», «Книжная Палата» и др
Выступает (вместе с А. А. Блоком) на чествовании Пушкина и И. Ф. Анненского с докладами «Колеблемый треножник» и «Об Анненском»

Слайд 8

Интерес к творчеству А. Пушкина
1915 – статья «Петербургские повести Пушкина»
1918 –

Интерес к творчеству А. Пушкина 1915 – статья «Петербургские повести Пушкина» 1918
статья «О «Гавриилиаде»
1921 – статья «Колеблемый треножник»
1924 – книга «Поэтическое хозяйство Пушкина»

Слайд 9

Эмиграция. В кругу А. М. Горького

1922 - живет в Берлине, сотрудничает

Эмиграция. В кругу А. М. Горького 1922 - живет в Берлине, сотрудничает
в берлинских газетах и журналах
1923 - происходит разрыв с А. Белым
1923-25 - помогает А. М. Горькому редактировать журнал «Беседа»
1925 - переезжает в Париж
1921 – выходит сборник «Тяжелая Лира» ,
в котором главенствует образ Петербурга
эпохи краха всего привычного уклада жизни

Слайд 10

Становится редактором литературного отдела газеты А.Ф.Керенского "Дни" , печатается в "Последних новостях"

Становится редактором литературного отдела газеты А.Ф.Керенского "Дни" , печатается в "Последних новостях"

С 1927 - возглавляет литературный отдел газеты "Возрождение"

Слайд 11

    «Европейская ночь»

Печатается в журнале «Современные записки»
Приобретает репутацию придирчивого критика и неуживчивого

«Европейская ночь» Печатается в журнале «Современные записки» Приобретает репутацию придирчивого критика и
человека, желчного и ядовитого скептика.
1927 - выходит «Собрание стихов» включающее книгу «Европейская ночь»
После 1928 ставит «крест» на поэзии и других «гордых замыслах»

Слайд 12

Один из ведущих критиков эмиграции

Откликается на все значимые публикации за рубежом

Один из ведущих критиков эмиграции Откликается на все значимые публикации за рубежом
и в Советской России
Ведет полемику с Адамовичем относительно ценности литературы как эстетического явления
Историю русской литературы рассматривает как «историю уничтожения русских писателей» (ст. «Кровавая пища»)
Анализирует все драматические аспекты бытования эмигрантской литературы (ст. «Литература в изгнании»)
Констатирует кризис поэзии

Слайд 13

Творческое завещание

1931 - художественная биография «Державин» (Париж)
1939 - мемуарная проза «Некрополь»

Творческое завещание 1931 - художественная биография «Державин» (Париж) 1939 - мемуарная проза «Некрополь» (Брюссель)
(Брюссель)

Слайд 14

«Внеэстетический, по существу, замах символизма безгранично расширить творчество, жить по критериям искусства,

«Внеэстетический, по существу, замах символизма безгранично расширить творчество, жить по критериям искусства,
сплавить жизнь и творчество — определил «правду» символизма (прежде всего неотделимость творчества от судьбы) и его пороки: этически не ограниченный культ личности, искусственная напряженность, погоня за переживаниями (материалом творчества), экзотическими эмоциями, разрушительными для неокрепших душ» («Конец Ренаты» — очерк о Н.Н. Петровской).

Слайд 15

Умер Ходасевич в Париже 14 июня 1939.

Умер Ходасевич в Париже 14 июня 1939.

Слайд 16

1983г. 1990г.

1983г. 1990г.

Слайд 18

Особенности критической деятельности Ходасевича. Критика русской поры

Отношение к литературе как к духовному

Особенности критической деятельности Ходасевича. Критика русской поры Отношение к литературе как к
подвигу
Требование сотворчества от читателя как непременное условие здорового развития литературы
Ненависть к литературной "улице"
Видел здание поэзии - с парадными залами, боковыми покойниками, мезонинами и службами, перестраиваемыми новыми поколениями на свой лад.

Слайд 19

«История русской литературы последнего двадцатилетия будет по преимуществу историей поэзии, так как

«История русской литературы последнего двадцатилетия будет по преимуществу историей поэзии, так как
именно здесь, а не в прозе произошли в это время изменения наиболее разительные" (PB. 1914. 10 декабря).
Символизм, по мнению Ходасевича, «самая определяющая позиция»
Валерий Брюсов - главный персонаж критической прозы "российского" периода
«...вижу, что совершенно правильно я почувствовал основной порок его: мещанство, отчасти неосознанное, отчасти затаенное под маской декадента, мага и демона; затаенное настолько глубоко, что он сам порой ощущал маску как подлинное свое лицо.» (О В. Брюсове)

Слайд 20

"Что же, как не фантом - этот мир, населенный масками?"
"меняет костюмы

"Что же, как не фантом - этот мир, населенный масками?" "меняет костюмы
и маски с такой быстротой, что сам Фреголи ему позавидовал бы"(о стихах С. Городецкого).
Не принял "Теннис" и "Кинематограф" Мандельштама
Приветствовал "Чужое небо" Н.Гумилева
В критической прозе Ходасевича лицо как выражение внутренней правды противостоит маске

Слайд 21

"Он отзвук, эхо современной души, мятущийся и быстрый в своих порывах" (Новь.

"Он отзвук, эхо современной души, мятущийся и быстрый в своих порывах" (Новь.
1914. 1 апреля) (Об И. Северянине)
В Бальмонте молодой критик приветствовал поэта "Космоса и всеобъемлемости"

Слайд 22

Критика зарубежного периода

Ходасевич - садовод, обходящий "свое волшебное, благоуханное, наливающееся соками и

Критика зарубежного периода Ходасевич - садовод, обходящий "свое волшебное, благоуханное, наливающееся соками
расцветающее царство, которому скипетром служил острый кривой нож профессора, а мечом безжалостный секатор" (А. Куприн)
В 20-е гг. возненавидел в футуристах служащих советской власти, называя их "парнасскими большевиками" и "советскими рупорами"
«Блоку даны были гордая совесть и неподкупная лира" ; "Кажется, в Блоке все же осуществился идеал символизма: соединение поэта и человека» (ст. "Ни сны, ни явь" )