Роман Война и мир. История создания, проблематика, жанр и композиция

Содержание

Слайд 2

План:
История создания романа-эпопеи «Война и мир»
Смысл названия
Проблематика романа
Особенности жанра и
композиции.

План: История создания романа-эпопеи «Война и мир» Смысл названия Проблематика романа Особенности жанра и композиции.

Слайд 3

История создания

работа над романом в течение 6 лет – с 1963

История создания работа над романом в течение 6 лет – с 1963
по 1869 годы (исследование документов, архивов, исторических книг, встречи с ветеранами, участниками Отечественной войны 1812 года, посещение Бородинского поля)

Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из ссылки декабрист
Затем - Петр Кириллович Безухов,
1825 год, «эпоха заблуждений и несчастий героя»;
1812 год, молодость декабриста, славная эпоха для России.

Слайд 4

Количество действующих лиц: более 600
Время действия в романе «Война и

Количество действующих лиц: более 600 Время действия в романе «Война и мир»:
мир»: 15 лет (с 1805 по 1820 год)
События происходят в Москве, Петербурге, в дворянских поместьях, за границей, в Австрии

«Мне было совестно писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама… Я намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов…» (Л. Н. Толстой)

История создания

Слайд 5

Первоначальные заглавия: «Три поры», «1805 год», «Все хорошо, что хорошо кончается»

Первоначальные заглавия: «Три поры», «1805 год», «Все хорошо, что хорошо кончается» Первоначальная

Первоначальная задумка – повесть «Декабристы» (Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из 30-летней ссылки декабрист)

Смысл названия

«Война и мир»

Слайд 6

Смысл названия

В дореволюционной России два слова: МИРЪ и МIРЪ

Из «Толкового

Смысл названия В дореволюционной России два слова: МИРЪ и МIРЪ Из «Толкового
словаря живого великорусского языка» В. И. Даля:
МИРЪ – отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны; лад, согласие, единодушие, приязнь, дружба, доброжелательство; тишина, покой, спокойствие
МIРЪ – одна из земель Вселенной; наша земля, земной шар, свет; все люди, весь род человеческий; община, общество крестьян; жизнь в мирских заботах, суетность

Слайд 7

МИР 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная;

МИР 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная;
объединенное по каким-либо признакам человеческое общество, общественная среда, строй и др.
МИР 2. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны; согласие воюющих сторон; спокойствие, тишина

ВОЙНА:
Вооруженная борьба между государствами или народами, между общественными классами внутри государства;
Борьба, враждебные отношения с кем-либо или чем-либо

В современном русском языке:

Смысл названия

Слайд 8

Понимание - непонимание

Любовь - неприязнь

Доброта - холодность

Искренность - лживость

Жизнь - смерть

Разрушение -

Понимание - непонимание Любовь - неприязнь Доброта - холодность Искренность - лживость
созидание

Гармония - диссонанс

Военные действия, сражения, непонимание, вражда, разъединение людей

Жизнь народа без войны, общность, единение людей

Смысл названия

«Война и мир»

Слайд 9

Проблематика романа

Поднято множество проблем философского характера: смысл жизни, роль личности в истории,

Проблематика романа Поднято множество проблем философского характера: смысл жизни, роль личности в
соотношение свободы и необходимости, ответственности, подлинное и ложное в жизни человека, но основных два: «мысль народная» и «мысль семейная» в романе.

Два основных конфликта:
борьба России с армией Наполеона (кульминация – Бородинское сражение, развязка – разгром Наполеона);
борьба передовых дворян с «консерватизмом правительственных сфер и общественного быта» (кульминация – спор П. Безухова и Н. Ростова, развязка – вступление П. Безухова в тайное общество)

Слайд 12

«Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и

«Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и
мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось»
Л. Н. Толстой

Жанр романа

В произведении совмещены элементы семейно-бытового, социально-психологического, философского, исторического, батального романов, а также документальные хроники, мемуары

Слайд 13

Роман-эпопея (от греч. epopoija, от epos – повествование и poieo – творю):
Древняя

Роман-эпопея (от греч. epopoija, от epos – повествование и poieo – творю):
эпопея – разновидность фольклора, опирающаяся на мифологические предания и представления о жизни («Илиада», «Одиссея», «Махабхарта», «Калевала»)
Самый крупный (не ограниченный в объеме) повествовательный жанр литературы; роман или цикл романов, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости; самая монументальная форма эпического рода литературы. Эпопея изображает события, в которых решаются судьбы нации, народа всей страны, отражает жизнь и быт всех слоев общества, их мысли и чаяния
(«Тихий Дон» М. Шолохова,
«Живые и мертвые» К. М. Симонова)

Слайд 14

«Война и мир» как роман-эпопея имеет такие признаки:
• совмещение рассказа об общенациональных

«Война и мир» как роман-эпопея имеет такие признаки: • совмещение рассказа об
событиях с рассказом о судьбах отдельных людей.
• описание жизни Российского и Европейского общества девятнадцатого века.
• имеют место изображения различных типов характеров всех социальных пластов общества во всех проявлениях.
• в основе романа – грандиозные события, благодаря, которым автор изобразил основные тенденции исторического процесса того времени.
• совмещение реалистических картин жизни 19 века, с философскими рассуждениями автора про свободу и необходимость, роль личности в истории, случайность и закономерность и т.п.

Слайд 15

Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен в

Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен в
произведении; членение на части, главы, действия; способ повествования; место и роль описаний, монологов и диалогов)

Композиция романа

Роман построен по принципу «сцеплений»:
сюжет разветвленный, сюжетные линии стянуты к единому центру – Бородинскому сражению