Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедринасказки план анализа

Содержание

Слайд 2

Сказки «для детей изрядного возраста»

«Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности

Сказки «для детей изрядного возраста» «Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности
писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.

*

Слайд 3

Сказки «для детей изрядного возраста»

«Сказки» - это соотношение социального и общечеловеческого в творчестве

Сказки «для детей изрядного возраста» «Сказки» - это соотношение социального и общечеловеческого
Салтыкова-Щедрина М.Е.
Задание к классу:
Объяснить это высказывание (что такое социальное и общечеловеческое)?
Какой прием использует автор при определении читательского назначения сказок «для детей изрядного возраста»? Почему ?

Слайд 4

Сказки «для детей изрядного возраста» и русские народные сказки

Сопоставительный анализ.
- Общие

Сказки «для детей изрядного возраста» и русские народные сказки Сопоставительный анализ. -
черты?
- Отличительные черты?

Слайд 5

Общие черты

Сказки Салтыкова-Щедрина
Зачин Сказочный сюжет Фольклорные выражения Народная лексика Сказочные персонажи Концовка

Сказки русского

Общие черты Сказки Салтыкова-Щедрина Зачин Сказочный сюжет Фольклорные выражения Народная лексика Сказочные
народа
Зачин Сказочный сюжет Фольклорные выражения Народная лексика Сказочные персонажи Концовка

Слайд 6

Отличительные черты

Сказки Салтыкова-Щедрина
Сатира Сарказм Смешение категорий добра и зла Нет положительного героя Уподобление человека

Отличительные черты Сказки Салтыкова-Щедрина Сатира Сарказм Смешение категорий добра и зла Нет
животному

Сказки русского народа
Юмор Гипербола Победа добра над злом Положительный герой Очеловечивание животных

Слайд 7

СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

Проблематика
Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)
Отношения мужика и барина («Дикий помещик»,

СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Проблематика Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве»,
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
Положение народа («Коняга», «Кисель»)
Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)
Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)
Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)

Художественные особенности
Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика)
Гротеск (переплетение фантастики и реальности)
Эзопов язык (иносказание и метафоричность)
Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия)
Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности)
Гиперболизация

Слайд 8

Сатирические приемы, используемые в сказках писателем.

ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным

Сатирические приемы, используемые в сказках писателем. ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл,
является не прямое высказывание, а противоположное;
сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;
гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;
иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;
гипербола — чрезмерное преувеличение.

Слайд 9

      Примерный план анализа сказки

Основная тема сказки (о чем?).
Главная мысль сказки (зачем?).
Особенности

Примерный план анализа сказки Основная тема сказки (о чем?). Главная мысль сказки
сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам.
Сатирические приемы, использованные автором.
Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.
Соединение фольклорного, фантастического и реального