Речь персонажа, как средство его характеристики в романе Л.Н.Толстого Война и мир

Слайд 2

Стиль Толстого представляет собой дальнейшее развитие русского литературного языка, разработанного в

Стиль Толстого представляет собой дальнейшее развитие русского литературного языка, разработанного в творчестве
творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя и их продолжателей. Он питается, с одной стороны, речью народной, преимущественно крестьянской, с другой - языком художественной и научной литературы, с третьей - разговорной речью дворянской интеллигенции.

Слайд 3

Живая народная речь особенно выразительно звучит у героев из народной массы:

Живая народная речь особенно выразительно звучит у героев из народной массы: Тихона
Тихона Щербатого, Платона Каратаева, солдат.
Вот Тихон разговаривает с Денисовым: «Да что же серчать-то,- сказал Тихон,- что ж, я не видал французов ваших? Вот дай позатемняет, я тебе каких хошь, хоть троих приведу». Серчать, позатемняет, каких хошь - это всё слова и выражения безыскусственной крестьянской речи.
Безыскусственность речи героев особенно заметно выступает в фразах, где народ заменяет средний род женским. Один из солдат говорит на привале, у костра: «Спину погреешь, а брюха замёрзла. Вот чуда». Такой оборот народной речи сохранился в некоторых районах нашей страны до сих пор.

Слайд 4

Так как у дворянского общества первой четверти XIX в. был В

Так как у дворянского общества первой четверти XIX в. был В широком
широком употреблении модный французский язык, то и великосветское общество в романе Толстого говорит полурусским, полуфранцузским языком. Так Толстой передаёт особенности салонной речи дворянской аристократии. Толстой писал: «Когда я пишу историческое, я люблю быть до малейших подробностей верным действительности». Речь героев романа, как и описание исторических событий, у него всегда верна действительности.

Салон Анны Павловны Шерер.

Слайд 5

Но роман Толстого - исторический роман. Толстому необходимо было точно передать

Но роман Толстого - исторический роман. Толстому необходимо было точно передать колорит
колорит литературного и разговорного языка первой четверти XIX в. Он стремился к тому, чтобы в романе звучало «эхо» голосов изображаемой эпохи. Толстой добился этого. Вот как, например, говорит член франкмасонской ложи при вступлении Пьера в масоны: «Не словами токмо, но иными средствами, которые на истинного искателя мудрости и добродетели действуют, может быть, сильнее, нежели словесные токмо объяснения…» И тяжёлое синтаксическое построение этой фразы, и слово токмо (в значении только) характерны для торжественных речей конца XVIII и начала XIX в.

Слайд 6

Необычайно богата речевая характеристика Кутузова. С солдатами он говорит простым языком,

Необычайно богата речевая характеристика Кутузова. С солдатами он говорит простым языком, изысканными
изысканными фразами -- с австрийским генералом. Характер Кутузова раскрывается через высказывания солдат и офицеров. Всю эту многогранную систему приемов построения образа Толстой как бы подытоживает прямой характеристикой Кутузова, как носителя лучших черт русского народа.

Портрет М.И. Кутузова кисти Р.М. Волкова

Слайд 7

Чтобы раскрыть характер героя, автор использует прием внутреннего диалога. Именно через

Чтобы раскрыть характер героя, автор использует прием внутреннего диалога. Именно через внутренний
внутренний размышления Пети читатель видит, насколько велико его желание совершить подвиг во что бы то ни стало, и насколько огромной была его любовь к людям. Большое место в этом эпизоде занимает диалог. Через речевую характеристику мы лучше узнаем героя. Фразы у Пети отрывисты, он быстро переключается с одного на другое. В окружении опытных бойцов Ростов чувствует себя неловко, стесняется.

И. Е. Репина. "Война и мир".
Петя Ростов перед боем.