Роман Евгений Онегин в русской критике ХIХ века

Содержание

Слайд 2

Прикосновения критики боится только то, что гнило, что, как египетская мумия,

Прикосновения критики боится только то, что гнило, что, как египетская мумия, распадается
распадается в прах от движения воздуха. Живая идея, как свежий цветок от дождя, крепнет и разрастается, выдерживая пробу скептицизма. Перед заклинанием трезвого анализа исчезают только призраки, а существующие предметы, подвергнутые этому испытанию, доказывают действенность своего существования. Д.С.Писарев

Слайд 3

Первые отзывы о романе

Редактор журнала «Московский телеграф»
Н.Полевой приветствовал жанр

Первые отзывы о романе Редактор журнала «Московский телеграф» Н.Полевой приветствовал жанр пушкинского
пушкинского
творения и с восторгом отмечал, что написано
оно не по правилам «древних пиитик, а
по свободным требованиям творчес-
кого воображения».
Положительно оценивалось и то, что поэт
описывает современные нравы: «Мы видим
свое, слышим свои родные поговорки,
смотрим на свои причуды.»

Слайд 4

Первые отзывы о романе

« Ты имеешь
не дарование, а
гений…
Читал «Онегина»…
несравненно!»

В.А.Жуковский

Первые отзывы о романе « Ты имеешь не дарование, а гений… Читал «Онегина»… несравненно!» В.А.Жуковский

Слайд 5

Декабристы о романе

«Не знаю, что бу-
дет «Онегин» далее,
но теперь он

Декабристы о романе «Не знаю, что бу- дет «Онегин» далее, но теперь
ниже
«Бахчисарайского фон-
тана» и «Кавказского
пленника…»


К.Ф.Рылеев

Слайд 6

Декабристы о романе

Почто же восторги священных часов
Ты тратишь для песней любви

Декабристы о романе Почто же восторги священных часов Ты тратишь для песней
и забавы?
Сбрось чувственной неги позорное бремя!
Пусть бьются другие в волшебных сетях
Ревнивых прелестниц, — пусть ищут другие
Награды с отравой в их хитрых очах!
Храни для героев восторги прямые!

А.А.Бестужев-Марлинский

Слайд 7

Противоречивые суждения о романе

По мере публикации новых глав в оценках всё

Противоречивые суждения о романе По мере публикации новых глав в оценках всё

отчётливее начинает звучать мотив неприятия романа,
ироническое и даже саркастическое к нему отношение.
«Онегин» оказывается мишенью пародий и эпиграмм.
Ф.Булгарин: Пушкин «пленил, восхитил своих
современников, научил их писать гладкие, чистые
стихи… но не увлёк за собою своего века, не установил
законов вкуса, не образовал своей школы.»
В пародии «Иван Алексеевич, или Новый Онегин»
осмеивается и композиция, и содержание романа:
Всё тут есть: и о преданьях,
И о заветной старине,
И о других, и обо мне!
Не назовите винегретом,
Читайте далее, — а я
Предупреждаю вас, друзья,
Что модным следую поэтам.

Слайд 8

Противоречивые суждения о романе


«Я очень люблю обширный
план твоего «Онегина»,

Противоречивые суждения о романе «Я очень люблю обширный план твоего «Онегина», но
но
большее число его не понимает.
ищут романтической завязки,
ищут необыкновенного и, разу-
меется, не находят. Высокая
поэтическая простота твоего
создания кажется им бедностью
вымысла, они не замечают, что
старая и новая Россия, жизнь
во всех изменениях проходит
перед их глазами»


Е.А.Баратынский

Слайд 9

В.Г.Белинский о романе «Евгений Онегин»

«Онегин» есть самое задушевное произве-
дение Пушкина, самое

В.Г.Белинский о романе «Евгений Онегин» «Онегин» есть самое задушевное произве- дение Пушкина,
любимое дитя его
фантазии, и можно указать слишком на
немногие творения, в которых личность поэта
отразилась бы с такою полнотой светло и ясно,
как отразилась в «Онегине» личность Пушки-
на. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь
его, здесь его чувства, понятия, идеалы».
По мнению критика,
* роман был для русского общества
«актом сознания», «великим шагом вперед»
* великая заслуга поэта заключается в
том, что он «вывел из моды чудищ порока и
героев добродетели, рисуя вмести них просто
людей» и отразил «верную действительности
картину русского общества в известную
эпоху»(энциклопедия русской жизни»)
(«Сочинения Александра Пушкина»1845 г.)

В.Г.Белинский

Слайд 10

Д. Писарев романе «Евгений Онегин»

бб

Писарев, анализируя роман с точки
зрения непосредственной

Д. Писарев романе «Евгений Онегин» бб Писарев, анализируя роман с точки зрения
практической
пользы, утверждает, что Пушкин —
«легкомысленный певец красоты»
и его место «не на письменном столе
современного работника, а в пыльном
кабинете антиквара»
«Возвышая в глазах читающей
массы те типы и те черты характера,
которые сами по себе низки, пошлы
и ничтожны, Пушкин всеми силами
таланта усыпляет то общественное
самосознание, которое истинный поэт
должен пробуждать и воспитывать
своими произведениями»
Статья«Пушкин и Белинский» (1865 г.)

Д.И.Писарев

Слайд 11

Ф.М.Достоевскийский о романе «Евгений Онегин»

Ф.М. Достоевский называет роман
«Евгений Онегин» «бессмертной

Ф.М.Достоевскийский о романе «Евгений Онегин» Ф.М. Достоевский называет роман «Евгений Онегин» «бессмертной

недосягаемой поэмой», в которой
Пушкин «явился великим народным
писателем, как до него никогда и
никто. Он разом самым метким,
самым прозорливым образом отметил
самую глубь нашей сути…»
Критик убеждён, что в «Евгении
Онегине» «воплощена настоящая
русская жизнь с такой творческой
силой и такою законченностью, какой
и не бывало до Пушкина».
Речь на открытии памятника Пушкину (1880 г.)

Ф.М.Достоевский

Слайд 12

Критики об Онегине

В.Г.Белинский: «Онегин – добрый малой, но при этом
недюжинный человек.

Критики об Онегине В.Г.Белинский: «Онегин – добрый малой, но при этом недюжинный
Он не годится в гении, не лезет в
великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни
душат его»; «страдающий эгоист», «эгоист поневоле»;
«Силы этой богатой натуры остались без приложения,
жизнь без смысла…»
Д.И.Писарев: «Онегин не что иное, как Митрофанушка
Простаков, одетый и причесанный по столичной моде
двадцатых годов»;
«человек чрезвычайно пустой и совершенно ничтожный»,
«жалкая бесцветность».
Ф.М.Достоевский: Онегин — «отвлеченный человек»,
«беспокойный мечтатель во всю его жизнь»;
«несчастный скиталец в родной земле», «искренно
страдающий», «не примиряющийся, в родную почву и
в родные силы ее не верующий, Россию и себя самого
в конце концов отрицающий»

Слайд 13

Критики о Татьяне

В.Г.Белинский: «Татьяна — существо исключительное,
натура глубокая, любящая, страстная»;
«Вечная

Критики о Татьяне В.Г.Белинский: «Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная»;
верность таким отношениям, которые составляют
профанацию чувства и чистоты женственности, потому что
некоторые отношения, не освящаемые любовию, в высшей
степени безнравственны»
Д.И.Писарев: «Голова несчастной девушки… засорена
всякой дрянью»; «она ничего не любит, ничего не уважает,
ничего не презирает, ни о чем не думает, а просто живет со
дня на день, подчиняясь заведенному порядку»;
«Она поставила себя под стеклянный колпак и обязала себя
простоять под этим колпаком в течение всей своей жизни»
Ф.М.Достоевский: «Татьяна – тип женщины совершенно
русской, уберегшей себя от наносной лжи» ;
её счастье «в высшей гармонии духа»