Русские футуристы

Содержание

Слайд 2

Основные признаки футуризма:

бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
• отрицание культурных традиций, попытка

Основные признаки футуризма: бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; • отрицание
создать искусство, устремленное в будущее;
• бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
• поиски раскрепощённого “самовитого” слова, эксперименты по созданию “заумного” языка;
• культ техники, индустриальных городов;
• пафос эпатажа.

Слайд 3

Главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти

Главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти
(1876–1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты “Фигаро” с первым “Манифестом футуризма”, в котором была заявлена “антикультурная, антиэстетическая и антифилософская” его направленность.

Маринетти провозгласил “всемирно историческую задачу футуризма”, которая
заключалась в том, чтобы
“ежедневно плевать на алтарь
искусства”.

Слайд 4

Русские кубофутуристы, в первую очередь, восприняли приём эпатажа – с необходимым условием

Русские кубофутуристы, в первую очередь, восприняли приём эпатажа – с необходимым условием литературного скандала. К.Малевич. Музыкант
литературного скандала.
К.Малевич. Музыкант

Слайд 5

Футуристы, кубофутуристы и эгофутуристы, сциентисты, супрематисты, лучисты, будетляне, всёки, ничевоки


предвосхитили

Футуристы, кубофутуристы и эгофутуристы, сциентисты, супрематисты, лучисты, будетляне, всёки, ничевоки предвосхитили современные
современные художественные стратегии – «промоушн» и «паблик рилэйшнз»

Слайд 6

Период расцвета авангарда, 1912–1916 годы – это сотни выставок, поэтических чтений, спектаклей,

Период расцвета авангарда, 1912–1916 годы – это сотни выставок, поэтических чтений, спектаклей,
докладов, диспутов.

Боронали. Заход солнца над Адриатикой
М.Ларионов. Отдыхающий солдат

Слайд 7

Кубофутуризм (“Гилея”) (1908-1914)

Кубофутуризм – направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное для русского

Кубофутуризм (“Гилея”) (1908-1914) Кубофутуризм – направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное
художественного авангарда тех лет, стремившееся соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в “четвертом измерении”, т. е. во времени).

Слайд 8

Атрибуты

жёлтая кофта, розовые сюртуки, пучки редиски и деревянные ложки в петлицах,

Атрибуты жёлтая кофта, розовые сюртуки, пучки редиски и деревянные ложки в петлицах,
раскрашенные неведомыми знаками лица, эпатажные выходки во время выступлений.

Слайд 9

Василий Васильевич Каменский (1884-1961)

Пытался объединить слово и изображение. Его интересовали звукоподражательные образы (чурлю-журль,

Василий Васильевич Каменский (1884-1961) Пытался объединить слово и изображение. Его интересовали звукоподражательные
циинь-цивью), тавтологии (развеснилась весн, колоколят колокола) и т.п., расширяющие пространство стиха, создающие иллюзию слитности всего со всем в первичном ощущении природы.

Слайд 10

Морская
Есть страна Дальняя
Есть страна Дания
Есть имя Анния
Есть имя – Я.
В пальмах раскинута
Синь

Морская Есть страна Дальняя Есть страна Дания Есть имя Анния Есть имя
– Океания
Синь – Абиссиния
Синь – Апельсиния
Синь – облака.
Где-то покинута
Девушка с острова
Острая боль глубока.
Девушка Анния
Мною покинута
Жить и томиться
В шатре рыбака.
Может вернусь я
Может погибну
Может другую
Найду полюблю.
Девушку Аннию
Раннею грустью
Раннему устью —
Отдам кораблю.
Девушки – девушки
Рыжие девушки
Вы для поэта —
Березовый сок.
В море трава ли
Чайки летали
Чайки играли
Целовали песок.

Слайд 12

Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1895-1922)

Хлебников использовал свободный интонационный стих, искал новые

Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1895-1922) Хлебников использовал свободный интонационный стих, искал новые
типы рифм, стремился постигнуть внутренний смысл слов, изобретал неологизмы, сохраняя при этом пристрастие к архаической лексике.

Слайд 13

Вечер. Тени.
Сени. Лени.
Мы сидели, вечер пья.
В каждом глазе – бег оленя,
В каждом

Вечер. Тени. Сени. Лени. Мы сидели, вечер пья. В каждом глазе –
взоре – лет копья.
И когда на закате кипела вселенская ярь,
Из лавчонки вылетел мальчонка,
Провожаемый возгласом: “Жарь!”
И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева.

Слайд 14

Алексей Елисеевич Кручёных (1886-1968)

Уехала!
Как молоток
влетело в голову
отточенное слово,
вколочено напропалую!
– Задержите! Караул!
Не попрощался.
В Коджоры!1 —
Бегу

Алексей Елисеевич Кручёных (1886-1968) Уехала! Как молоток влетело в голову отточенное слово,
по шпалам,
кричу и падаю под ветер.
Все поезда
проносятся
над онемелым переносьем…

Слайд 15

В полночь я заметил на своей простыне черного и
твердого,
величиной с клопа
в красной

В полночь я заметил на своей простыне черного и твердого, величиной с
бахроме ножек.
Прижег его спичкой. А он, потолстел без ожога,
как повернутая дном железная бутылка…
Я подумал: мало было огня?…
Но ведь для такого – спичка как бревно!..
Пришедшие мои друзья набросали на него щепок,
бумаги с керосином – и подожгли…
Когда дым рассеялся – мы заметили зверька,
сидящего в углу кровати
в позе Будды (ростом с 1/4 аршина)
И, как би-ба-бо ехидно улыбающегося.
Поняв, что это ОСОБОЕ существо,
я отправился за спиртом в аптеку
а тем временем
приятели ввертели ему окурками в живот
пепельницу.
Топтали каблуками, били по щекам, поджаривали уши,
а кто то накаливал спинку кровати на свечке.
Вернувшись, я спросил:
– Ну как?
В темноте тихо ответили:
– Все уже кончено!
– Сожгли?
– Нет, сам застрелился…
ПОТОМУ ЧТО, сказал он,
В ОГНЕ Я УЗНАЛ НЕЧТО ЛУЧШЕЕ!

Слайд 16

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)

Стих Маяковского опирался не на музыку ритма, а на

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) Стих Маяковского опирался не на музыку ритма, а
смысловое ударение, на интонацию. Количество слогов в строке утратило в его стихах решающее значение, возросла и качественно изменилась роль рифмы, резко проявился разговорный характер стиха, воспринимаемого теперь на слух, с голоса. Это был принципиально новый шаг в развитии русской поэзии.

Слайд 17

Кое-что по поводу дирижера
В ресторане было от электричества рыжо.
Кресла облиты в дамскую

Кое-что по поводу дирижера В ресторане было от электричества рыжо. Кресла облиты
мякоть.
Когда обиженный выбежал дирижер,
приказал музыкантам плакать.
И сразу тому, который в бороду
толстую семгу вкусно нес,
труба – изловчившись – в сытую морду
ударила горстью медных слез.
Еще не успел он, между икотами,
выпихнуть крик в золотую челюсть,
его избитые тромбонами и фаготами
смяли и скакали через.
Когда последний не дополз до двери,
умер щекою в соусе,
приказав музыкантам выть по-зверьи —
дирижер обезумел вовсе!
В самые зубы туше опоенной
втиснул трубу, как медный калач,
дул и слушал – раздутым удвоенный,
мечется в брюхе плач.
Когда наутро, от злобы не евший,
хозяин принес расчет,
дирижер на люстре уже посиневший
висел и синел еще.

Слайд 18

ЭГОФУТУРИЗМ (1911-1914)

Лозунгами эгофутуризма Игоря Северянина:
1. Душа – единственная истина.
2. Самоутверждение личности.

ЭГОФУТУРИЗМ (1911-1914) Лозунгами эгофутуризма Игоря Северянина: 1. Душа – единственная истина. 2.

3. Поиски нового без отвержения старого.
4. Осмысленные неологизмы.
5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы.
6. Борьба со “стереотипами” и “заставками”.
7. Разнообразие метров.

Слайд 19

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв) (1887-1941)

«Минусы» поэзии:
манерность;
чрезмерное пристрастие к неологизмам и

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв) (1887-1941) «Минусы» поэзии: манерность; чрезмерное пристрастие к
иностранной лексике.
«Плюсы» поэзии:
красочность, выразительность и мелодичность поэтической речи, сложная рифмовка, наличие оригинальных стихотворных форм (триолетов, миньонет и др.).

Слайд 20

Интермеццо
Сирень моей весны фимьямною лиловью
Изнежила кусты в каскетках набекрень.
Я утопал в траве,

Интермеццо Сирень моей весны фимьямною лиловью Изнежила кусты в каскетках набекрень. Я
сзывая к изголовью
Весны моей сирень.
“Весны моей сирень! – И голос мой был звончат,
Как среброгорлый май. – Дыши в лицо пьяней…”
О да! о, никогда любить меня не кончит
Сирень весны моей!
Моей весны сирень грузила в грёзы разум,
Пила мои глаза, вплетала в брови сны,
И, мозг испепелив, офлёрила экстазом
Сирень моей весны…

Слайд 21

Это было у моря…

Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко

Это было у моря… Это было у моря, где ажурная пена, Где
городской экипаж…
Королева играла – в башне замка – Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.
Было все очень просто, было все очень мило:
Королева просила перерезать гранат,
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.
А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа…
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.

Слайд 22

Василиск Гнедов (1890-1978)

Летана
И. В. Игнатьеву
Уверхаю лёто на муравой
Крыло уверхаю по зеленке.
Сторожую Лёто-дом

Василиск Гнедов (1890-1978) Летана И. В. Игнатьеву Уверхаю лёто на муравой Крыло
горавый…
Дéрзо под рукой каленки…
Лёто-дом сторожкий, часый —
Круговид – не сной глаз —
Пеленит пеленко газой,
Цветой соной Летка нас…
Уверхаю лёто! Крыло уверхаю!..

Слайд 23

Иван Васильевич Игнатьев (наст. фамилия Казанский) (1892–1914)
Opus: – 45
н
Величайшая
Е
Рье
умомАс
е
б
е
P. S. Opus: –

Иван Васильевич Игнатьев (наст. фамилия Казанский) (1892–1914) Opus: – 45 н Величайшая
45 написан исключительно для взирания, слушать и говорить его нельзя.

Слайд 24

ЛЕФ Семён Иванович Кирсанов (1906-1972)

Девушка и манекен
С папироскою
“Дюшес” —
девушка
проносится.
Лет примерно
двадцать шесть
пенсне
на переносице.
Не

ЛЕФ Семён Иванович Кирсанов (1906-1972) Девушка и манекен С папироскою “Дюшес” —
любимая
никем
(места нет
надежде!)
вдруг увидит —
манекен
в “Ленинградодежде”.
Дрогнет ноготь
(в полусне)
лайкового
пальца.
Вот он
девушке в пенсне
тайно
улыбается.
Ногу пóд ногу
поджав,
и такой
хорошенький!
Брюки в ёлочку,
спинжак,
галстушек
в горошинку.

Слайд 25

Девушка и манекен (продолжение)

А каштановая
прядь
так спадает
на лоб,
что невинность
потерять
за такого
мало!
Вот откинет
серый плащ
(“Выйди,
обними меня!”).
Подплывает
к

Девушка и манекен (продолжение) А каштановая прядь так спадает на лоб, что
горлу плач.
“Милый мой!
Любименький!”
И её
со всей
Москвой
затрясёт
от судорог.
Девушка!
Он восковой.
Уходи
отсюдова!

Слайд 26

Буква М

Малиновое М —
мое метро,
метро Москвы.
Май, музыка, много молодых москвичек,
метростроевцев,
мечутся, мнутся:
– Мало местов?
– Милые,

Буква М Малиновое М — мое метро, метро Москвы. Май, музыка, много
масса места,
мягко, мух мало!
Можете! Мерси… —
Мрамор, морской малахит, молочная мозаика —
мечта!
Михаил Максимович молвит механику:
– Магарыч! Магарыч! —
Мотнулся мизинец манометра.
Минута молчания…
Метро мощно мычит
мотором.
Мелькает, мелькает, мелькает
магнием, метеором, молнией.
Мать моя мамочка!
Мирово!
Мурлычит мотор – могучая музыка машины.
Моховая!
Митя моргнул мечтательной Марусе!
– Марь Михална, метро мы мастерили!
– Молодцы, мастерски! —
Мелькает, мелькает, мелькает…

Слайд 27

Махонький мальчик маму молит:
– Мама, ма, можно мне, ма?.. —
Минута молчания…
Мучаюсь, мысли мну…
Слов

Махонький мальчик маму молит: – Мама, ма, можно мне, ма?.. — Минута
не хватает на букву эту…
(Музыка… Муха… Мечта… Между тем…)
Мелочи механизма!
Внимайте поэту! —
я заставлю
слова
начинаться
на букву эМ:
МЕТИ МОЕЗД МЕТРО МОД МОСТИНИЦЕЙ
МОССОВЕТА
МИМО МОЗДВИЖЕНКИ
К МОГОЛЕВСКОМУ МУЛЬВАРУ!
МОЖАЛУЙСТА!