Слайд 2 Что есть чтение – как не
разгадывание, толкование,
извлечение тайного, оставшегося
![Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/988598/slide-1.jpg)
за
строками, пределами слов…
Чтение – прежде всего сотворчество.
Если читатель лишен воображения, ни одна книга не устоит.
М. Цветаева
Слайд 3 «Если из наших школ выйдут писатели и словесники, это хорошо, но
![«Если из наших школ выйдут писатели и словесники, это хорошо, но не](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/988598/slide-2.jpg)
не на это мы рассчитываем. Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего Читателя».
Слайд 4 Анализ художественного произведения ставит в общем-то два вопроса: «Что?» и «Как?».
«Что?»
![Анализ художественного произведения ставит в общем-то два вопроса: «Что?» и «Как?». «Что?»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/988598/slide-3.jpg)
- это не только тема произведения, но и его проблемы, его место в историческом и литературном контексте.
«Как?» - это художественная система произведения.
Слайд 5 Истины
- в тексте настоящего художественного произведения нет ни одного случайного слова,
![Истины - в тексте настоящего художественного произведения нет ни одного случайного слова,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/988598/slide-4.jpg)
каждое что-то значит и для чего-то здесь нужно. К любому слову можно задать вопрос и получить ответ;
- то, о чем идет речь в произведении, имеет отношение к самому читателю, ибо настоящее произведение искусства всегда про то, что с нами всеми происходит каждый день;
- любую высказанную мысль надо доказывать самим текстом. Если есть в тексте доказательство, то мысль верна, если нет, то это профанация;
- непозволительно отыскивать в тексте некую основную идею. В произведении все взаимосвязано, все сцеплено.
Слайд 6Виды анализа
Историко-литературный
Проблемный
Сравнительный
Целостный
В школьной практике
«Вслед за автором»
«По образам»
Смешанный
![Виды анализа Историко-литературный Проблемный Сравнительный Целостный В школьной практике «Вслед за автором» «По образам» Смешанный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/988598/slide-5.jpg)
Слайд 7Историко-литературный анализ
Предполагает соотношение художественной реальности, изображённой в произведении, и действительной реальности.
Целью
![Историко-литературный анализ Предполагает соотношение художественной реальности, изображённой в произведении, и действительной реальности.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/988598/slide-6.jpg)
этого анализа является уяснение отношения писателя к проблемам его времени и выражение их в художественных образах, их системе, в сюжетных коллизиях, во всём , что выводит читателя на идейное содержание произведения.
Статьи В.Г.Белинского
Слайд 8 Проблемный анализ
предполагает возникновение вопросов при чтении, которые сами организуют процесс обучения
![Проблемный анализ предполагает возникновение вопросов при чтении, которые сами организуют процесс обучения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/988598/slide-7.jpg)
и их решения.
Это цепная реакция- вопрос, разбор, построенный на соединении связанных друг с другом проблемных ситуаций.
Такой анализ призван уяснить те или иные стороны содержания и формы литературного произведения, понимание мастерства писателя, своеобразие его художественной манеры.
Слайд 9 Сравнительный анализ
один из наиболее интересных и эффективных видов анализа, позволяющий именно
![Сравнительный анализ один из наиболее интересных и эффективных видов анализа, позволяющий именно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/988598/slide-8.jpg)
в сравнении проследить и сделать наглядными особенности каждого текста, отдельно взятого.
Его технология относительно проста и имеет свой общеизвестный алгоритм.
Это выявление образов, мотивов, художественных приемов, общих для анализируемых текстов, и определение того, что эти тексты различает. И, наконец, объяснение выявленных различий, помогающее интерпретации текстов.
Слайд 10Виды сравнительного анализа
сопоставление разных текстов одного автора,
аналогичных по тематике текстов разных
![Виды сравнительного анализа сопоставление разных текстов одного автора, аналогичных по тематике текстов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/988598/slide-9.jpg)
художников слова,
обращение к черновым редакциям того или иного произведения.
Слайд 11 Целостный анализ
Чаще всего под ним понимается многостороннее последовательное рассмотрение аспектов литературного
![Целостный анализ Чаще всего под ним понимается многостороннее последовательное рассмотрение аспектов литературного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/988598/slide-10.jpg)
произведения:
его языка (лексики ,синтаксиса ,ИВСЯ),
особенностей построения сюжета и композиции произведения в целом,
его тематики и идейного содержания.
Слайд 12 «Вслед за автором»
В основе данного анализа - сюжет произведения.
Достоинства: естественный
![«Вслед за автором» В основе данного анализа - сюжет произведения. Достоинства: естественный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/988598/slide-11.jpg)
порядок разбора, следование за мыслью автора, эмоциональность, рассмотрение произведения во взаимосвязи формы и содержания.
Недостатки: сосредоточен в рамках эпизода, опасность растворения в тексте, дробность разбора.
Он эффективен в средних классах (5-7 особенно) - реализует потребность школьников к активному сопереживанию, в старших классах, когда низкий интеллектуальный фон и произведение требует целостного анализа.
Слайд 13 «По образам»
предлагает деление героев на положительных и отрицательных, главных и второстепенных.
![«По образам» предлагает деление героев на положительных и отрицательных, главных и второстепенных.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/988598/slide-12.jpg)
Название черт и иллюстрирование их цитатами.
Чтобы он был эффективным, надо: разрушить замкнутость анализа характеров, связать героя со всей сюжетной линией; найти ключ к каждому герою и наметить своеобразную структуру анализа каждого характера.
Слайд 14 Этапы анализа литературного произведения
Анализ литературного произведения в исторически культурном контексте, в
![Этапы анализа литературного произведения Анализ литературного произведения в исторически культурном контексте, в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/988598/slide-13.jpg)
контексте творчества писателя.
Тема (исторически конкретная , «вечная», главная и побочная)
Идея
Проблема (проблематика)
Слайд 15 Композиция
это состав и определенное расположение частей, элементов и образов произведения в
![Композиция это состав и определенное расположение частей, элементов и образов произведения в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/988598/slide-14.jpg)
некоторой значимой временной последовательности.
Типы композиций
линейная (Тургенев "Отцы и дети")
параллельная (Толстой "Война и мир")
кольцевая (Гоголь "Мёртвые души")
рамка в рамке (Шолохов "Судьба человека")
тип художественной инверсии (Лермонтов "Герой нашего времени")- это композиция, когда нарушается хронологическая последовательность событий и их причина следственной связи.
монтажная (Агата Кристи) – возникает с появлением кинематографа.
Слайд 16 Сюжет
система событий и действий, заключенная в произведении, его событийная цепь, причем
![Сюжет система событий и действий, заключенная в произведении, его событийная цепь, причем](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/988598/slide-15.jpg)
именно в той последовательности, в которой она дана нам в произведении.
это динамическая сторона художественной формы, он предполагает движение, развитие, изменение.
Элементы сюжета: завязка, развитие действий, кульминация, развязка, пролог, эпилог, экспозиция, апофеоз
Слайд 17 Анализ художественного произведения в аспекте рода и жанра.
Эпос(роман,повесть,рассаз,новелла…)
Лирика (элегия,ода,поэма,стансы…)
Драма(комедия,трагедия,драма…)
![Анализ художественного произведения в аспекте рода и жанра. Эпос(роман,повесть,рассаз,новелла…) Лирика (элегия,ода,поэма,стансы…) Драма(комедия,трагедия,драма…)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/988598/slide-16.jpg)
Слайд 18 Специфика художественного образа.
Способы создания образа (биография, портрет, поступки, мировоззрение,речевая характеристика, авторская характеристика и
![Специфика художественного образа. Способы создания образа (биография, портрет, поступки, мировоззрение,речевая характеристика, авторская](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/988598/slide-17.jpg)
характеристика персонажами, самооценка
Виды образов (образы животных, людей, фантастические персонажи, пейзаж, интерьер, лирический герой , образы-символы и аллегории)
Виды образов по содержанию (героический, трагический, комический , гротескный)
Виды образов по композиции (динамичные, статичные)
Слайд 19 Художественные детали
Портрет. Разновидность портретной характеристики: портрет – описание, портрет – сравнение,
![Художественные детали Портрет. Разновидность портретной характеристики: портрет – описание, портрет – сравнение,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/988598/slide-18.jpg)
портрет – впечатление, психологический портрет.
Пейзаж. Функция пейзажа: пейзаж как место действия, пейзаж как средство создания определённого настроения, пейзаж как действующее лицо художественного текста, психологический пейзаж, социальный пейзаж.
Мир вещей в литературе. Вещь как характеристика человека, отражение в мире вещей социальной среды и эпохи.
Слайд 20 Художественная речь
Тропы и их разновидности
Лексика
Синтаксис
Поэтическая фонетика
![Художественная речь Тропы и их разновидности Лексика Синтаксис Поэтическая фонетика](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/988598/slide-19.jpg)