Образ жителей Вятки в поэме С.А. Веснина Вани-вятчане

Содержание

Слайд 2

Вятчане и Вятская губерния в XIX веке

В XIX веке основным занятием

Вятчане и Вятская губерния в XIX веке В XIX веке основным занятием
населения Вятской губернии было сельское хозяйство. Поэтому среди жителей края преобладали крестьяне

Тем не менее, по причине низкой плодородности почв вятские крестьяне широко занимались кустарными промыслами и отходничеством. Сельские жители Вятки были активны и подвижны

Слайд 3

Несмотря на отдалённость Вятки, она становилась предметом интереса известных писателей.
М.Е.

Несмотря на отдалённость Вятки, она становилась предметом интереса известных писателей. М.Е. Салтыков-Щедрин
Салтыков-Щедрин писал: «…есть город, который как-то особенно говорит моему сердцу. Мне отрадно весело шататься по городским улицам; мне мил этот общий говор толпы, хотя и в нём иногда звучат странные фальшивые нотки. …эти загорелые лица дышат умом и смёткою и вместе с этим каким-то неподдельным простодушием»
В.Г Короленко заметил: «Вятские люди говорят очень длинно, складно и плавно. Слова их звучат величаво и в то же время приветливо…»

Слайд 4

К.Э. Циолковский говорил: «Вятка для меня незабываема… Коренные вятичи, люди смышлёные, смелые,

К.Э. Циолковский говорил: «Вятка для меня незабываема… Коренные вятичи, люди смышлёные, смелые,
предприимчивые, умельцы на все руки. Поначалу я думал, что это совсем ничем не примечательное местечко, но потом выяснилось, что этот губернский город ничем ни хуже других…»

Слайд 5

С.А. Веснин и его «Вани-вятчане»

Семён Авдиевич Веснин (Святогорец) – вятский писатель

С.А. Веснин и его «Вани-вятчане» Семён Авдиевич Веснин (Святогорец) – вятский писатель
и поэт начала XIX века. Родился 27 августа 1814 г. в селе Пищальское Орловского уезда Вятской губернии. Семён стал девятым ребёнком в семье сельского дьячка. Веснин обучался в Вятской духовной семинарии, там он впервые пробует себя в стихах и прозе

Слайд 6

В 1834 г. Веснин женился на Анне, дочери Орловского благочинного Алексея Никонова.

В 1834 г. Веснин женился на Анне, дочери Орловского благочинного Алексея Никонова.
Позже у них появилась дочка, Настенька. Но в 1836 его жена умирает. Это событие Веснин перенёс очень тяжело, но, когда в 1838 г. огибает и Настенька в возрасте не более четырёх лет, ему становится ещё хуже. Смерти своих родных и близких Семён посчитал нехорошим знаком судьбы, и поэтому он не стал заводить новую семью. Через несколько лет Веснин постригся в монахи, получив новое имя – Серафим

Слайд 7

После принятия монашества Веснин прожил свою жизнь достаточно спокойно и тихо. Он

После принятия монашества Веснин прожил свою жизнь достаточно спокойно и тихо. Он
успел побывать в Палестине, Москве, Петербурге и других городах России.
Семён Авдиевич умер 17 декабря 1853 года в «полном сознании и памяти».
В последние годы своей жизни он очень сблизился с Н.В. Гоголем, который мечтал вместе с ним переселиться на Афон и путешествовать по святым местам. Со своей стороны Семён приглашал его закончить «Мёртвые души» у себя в усадьбе на горе Афон. Но этого так и не случилось в связи со смертью знаменитого писателя. Это событие заставило Веснина переосмыслить свою жизнь

Слайд 8

В середине XIX века в России происходил процесс формирования национальной культуры. В

В середине XIX века в России происходил процесс формирования национальной культуры. В
это время многие писатели обращаются к жанру народной сказки, чтобы лучше передать традиции и особенности русского народа. Заразившись подобно многим своим соотечественникам, стихоманией, Веснин провозгласил себя поэтом и написал «Ваней-вятчан»

Слайд 9

В первой половине XIX века появляется сказка П.П. Ершова «Конёк – горбунок»,

В первой половине XIX века появляется сказка П.П. Ершова «Конёк – горбунок»,
которая пользуется большим успехом у публики. Поэтому некоторые литературоведы считают, что, увидев успех «Конька», Веснин решил написать своё собственное произведение, описывающее обычаи и порядки конкретно вятского народа.
И правда, в произведении Святогорца можно встретить схожие ситуации и проблемы, затрагиваемые автором, а иногда и точные строки, заимствованные у «Конька-горбунка»

Слайд 10

Хотя Веснин написал «Ваней» ещё в середине XIX века, оно было опубликовано

Хотя Веснин написал «Ваней» ещё в середине XIX века, оно было опубликовано
лишь в 1913 году. Это произошло потому, что после принятия монашества он очень критически стал оценивать свои первые литературные опыты в молодые годы, которые, по собственному мнению автора, были посвящены не служению Богу, а проходили в «буйном увлечении чувственными удовольствиями». Поэтому Семён попросил своего брата «истребить, сжечь все его бумаги», но вместо этого Дмитрий просто скрал авторство Веснина

Слайд 11

Кому только не приписывали «Ваней», но считали, что настоящим автором книги является

Кому только не приписывали «Ваней», но считали, что настоящим автором книги является
Фирсов. Однако позже в местной газете «Голос Вятки» эту информацию опровергли, и после этого Веснин стал истинным создателем произведения.
«Вани-вятчане» буквально прославили своего автора. Несомненно, сейчас нам известны некоторые стихи Веснина, но большинство произведений так и не было найдено. Возможно, Дмитрий всё таки выполнил просьбу брата, то есть сжёг стихи, которые Семён создал, когда учился в семинарии

Слайд 12

Вятчане

К сожалению, до нашего времени сохранилось очень мало источников о жизни вятских

Вятчане К сожалению, до нашего времени сохранилось очень мало источников о жизни
людей, поэтому эту книгу можно считать уникальным изданием, описывающем быт, традиции и особенности вятчан в то время, в котором жил сам автор
Вообще, нам очень мало известно о жизни жителей Вятки, но в поэме Веснина «Вани-вятчане» рассказывается о характере, внешности и отношении других людей к местным жителям. Из поэмы мы узнаём, что все проделки вятчан оканчиваются неудачами, но это их не пугает, а только даёт больше силы и энергии для выполнения других дел

Слайд 13

В своём произведении автор выдвигает такую идею: невозможное для обычного человека становится

В своём произведении автор выдвигает такую идею: невозможное для обычного человека становится
возможным для глупца. Всем Ваням удаётся как ни в чём не бывало выходить из трудных ситуаций, но это происходит не всегда. Иногда, не послушав совета людей, вятские Вани погибают, причём в раннем возрасте. Веснин считает, что вятская «неразборчивость, неопытность» мешает им спокойно жить и развиваться

Слайд 14

При этом автор, несмотря на неудачи вятчан, любит «этот интересный народ» и

При этом автор, несмотря на неудачи вятчан, любит «этот интересный народ» и
хвалит их: «мои Вани удальцы», «вот уж славные ребята! И умны, и удалы»; но чаще укоряет: «экой вятский зеворот!», «безтолошь Вятская и есть!».

Слайд 15

Список использованных источников:

Хрестоматия по истории Кировской области: Волго-Вятское кн. изд-во, Кировское отд.,

Список использованных источников: Хрестоматия по истории Кировской области: Волго-Вятское кн. изд-во, Кировское
1982.
Вани-Вятчане. Рассказы бабушки. – Вятка (Киров):Издательско-полиграфическое предприятие «Информационный центр», 1997.
В.А. Поздеев «Вани-вятчане и их автор»// Вани-Вятчане. Рассказы бабушки. – Вятка (Киров):Издательско-полиграфическое предприятие «Информационный центр», 1997.
Энциклопедия земли вятской. Том 6. Знатные люди., 1996. – 85-86 с.