Слайд 2«...Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении.
Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине.»
Д. Мережковский
Слайд 3Уже первое слово — “преступление” — символ. Каждый герой “переступает черту”, черту,
проведенную им самим или другими. Словосочетание “преступить” или “провести черту” пронизывает весь роман, “переходя из уст в уста”. “Во всем есть черта, за которую перейти опасно; но, раз переступив, воротиться назад невозможно”.
Слайд 4Все герои и даже просто прохожие объединены уже тем, что все они
“сумасшедшие”, т. е. “сошедшие” с пути, лишенные разума. “В Петербурге много народу говорят сами с собой. Это город полусумасшедших... Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге”. Именно Петербург — фантастический город А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя — с его вечной “духотой и нестерпимой вонью” превращается в Палестину, ожидающую прихода Мессии.
Слайд 5Имя и фамилия главного героя не случайны. Достоевский подчеркивает то, что герою
“не хватает воздуха”. “Родион” означает “родной”, но он и Раскольников — раскол, раздвоение. (Раздваивается и город: реальные улицы и мираж, фантастика, “Новый Иерусалим” и “Ноев ковчег” — дом старухи.) Слово “Раскольников” употребляется и как нарицательное, ведь Миколка тоже “из раскольников”. Вспоминается герой сна Раскольникова — и вот уже все повествование оказывается опутанным трепещущей сетью символов.
Слайд 6Цвет у Ф. М. Достоевского символичен. Самый яркий здесь цвет — желтый.
У Ф. М. Достоевского он желчен и злобен. “А желчи то, желчи в них во всех сколько!” Этот “яд” оказывается разлитым везде, он в самой атмосфере, а “воздуху нет”, только духота “безобразная”, “страшная”. А в этой духоте Раскольников бьется “в лихорадке”, у него “озноб” и “холод в спине” (самое страшное наказание ада — наказание холодом — “страшный холод охватил его”). Выбраться из кругов ада можно только по лестнице, поэтому Раскольников (кроме блуждания по улицам) чаще всего находится на пороге или движется по лестнице.
Слайд 7Лестница в мифологии символизирует восхождение духа или его нисхождение в глубины зла.
Герои “мечутся” по этой лестнице жизни, то вниз, в бездну, то вверх, в неизвестность, к вере или идее. Петр Петрович “вошел с чувством благодетеля, готовящегося пожать плоды и выслушать весьма сладкие комплименты. И уж конечно теперь, сходя с лестницы, он считал себя в высочайшей степени обиженным и непризнанным”, а его “круглая шляпа” — один из кругов ада. Но есть в романе и герой, “выбравшийся из-под земли”, но, выбравшись, Свидригайлов (как и все герои) попадает на улицу.
Слайд 8Евангельские мотивы тоже обретают новое звучание в этом дьявольском городе. “Тридцать серебряников”
превращаются в “тридцать копеек”, которые Соня дает Мармеладову на выпивку; под камнем, вместо могилы Лазаря, оказываются спрятаны украденные после убийства вещи; Раскольников (как Лазарь) воскресает на четвертый день (“четыре дня едва ешь и пьешь”)”.
Слайд 9Символика цифры 7. Роман имеет 7 частей: 6 частей и эпилог. Роковое
время для Раскольникова - 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, ведь он разрывает этот союз.
Слайд 10Солнце всегда у Достоевского – символ «живой жизни», символ воскресения героя. Порфирий
Петрович говорит ему: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем». И в эпилоге романа, когда Раскольникова воскресила любовь Сони, он услышал песню «в облитой солнцем необозримой степи» .