Символизм. Мастера западноевропейской живописи. 11 класс

Содержание

Слайд 2

СИМВОЛИЗМ- одно из крупнейших направлений в искусстве возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и

СИМВОЛИЗМ- одно из крупнейших направлений в искусстве возникшее во Франции в 1870-80-х
достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России.

Слайд 3

Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение

Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение
к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представало лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.

Слайд 4

Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте — «Le Symbolisme», опубликованном 18

Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном
сентября 1886 года в газете «Le Figaro». В частности, манифест провозглашал:

Жан Мореас

Слайд 5

Символическая поэзия — враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она

Символическая поэзия — враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она
стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма — не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти. С другой стороны, символическое искусство противится тому, чтобы Идея замыкалась в себе, отринув пышные одеяния, приготовленные для неё в мире явлений. Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как осязаемые отражения перво-Идей, указующие на своё тайное сродство с ними... Символистскому синтезу должен соответствовать особый, первозданно-широкоохватный стиль; отсюда непривычные словообразования, периоды то неуклюже-тяжеловесные, то пленительно-гибкие, многозначительные повторы, таинственные умолчания, неожиданная недоговорённость — всё дерзко и образно, а в результате — прекрасный французский язык — древний и новый одновременно — сочный, богатый и красочный..

Слайд 6

Художники - символисты

Художники - символисты

Слайд 7

Илайхью Веддер (Elihu Vedder) - американский художник-символист, книжный иллюстратор и поэт. Более всего

Илайхью Веддер (Elihu Vedder) - американский художник-символист, книжный иллюстратор и поэт. Более
известен своими иллюстрациями (55 иллюстраций) к переводу на английский язык Рубаи Омара Хайяма.  Родился в семье дантиста, но вскоре семья переехала на Кубу, где прошло его детство. Вернувшись в Нью-Йорк, он начал свое художественное образование, которое продолжил в Париже, а завершил, как полагается, в Италии. Итальянское искусство произвело на него колоссальное впечатление (причем, не только Ренессанс, но и современная Веддеру итальянская живопись). Впервые Веддер побывал в Италии в 1858 - 60 (значительно позже, начиная с 1906 и вплоть до самой смерти художник будет постоянно жить в Италии, лишь изредка наведываясь в США).  Вернувшись в Америку во время Гражданской войны, Веддер, для того чтобы поправить свое финансовое положение, начал заниматься иллюстрациями. В это время он подружился с Уолтом Уитменом, Германом Мелвиллом и Уильямом Моррисом Хантом. В конце Гражданской войны Веддер женился (в 1869) и уехал с женой жить в Италию, у них родилось четверо детей, но выжило только двое.  Неоднократно художник посещал Англию, где испытал сильное влияние прерафаэлитов, а также У. Блейка и У. Б. Йейтса. Для Тиффани изготавливал мозаики и стеклянные скульптуры. С 1906 года постоянно жил в Италии: сперва - в Риме, затем - на Капри. 

Слайд 8

Серов «Похищение Европы».

Серов «Похищение Европы».

Слайд 9

К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали

К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали
новые формы в поэзии их критики. «Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. Следует, однако, отметить, что в России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве — безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Так, известна эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов:
Мандрагоры имманентные Зашуршали в камышах, А шершаво-декадентные Вирши — в вянущих ушах.

Слайд 10

Как реакция на засилье буржуазного здравомыслия, позитивистской философии и академического реализма символизм

Как реакция на засилье буржуазного здравомыслия, позитивистской философии и академического реализма символизм
в европейском искусстве первоначально получил распространение во Франции, (где связан в первую очередь с именами т. н. «проклятых поэтов»: Бодлера, Верлэна, Маллармэ, Рембо, отчасти, Теофиля Готье и пр), затем, в Бельгии, (главнейшим теоретиком бельгийского символизма по праву считается Морис Метерлинк), Германии, Англии, Норвегии, России. Символизм в живописи, возникающий приблизительно в то же время, не обладал собственной, ярко выраженной стилистикой и был явлением весьма неоднородным. Это было скорее идейное движение, которое привлекало самых разных и по тематике и по манере письма мастеров. Основной целью художников символизма было стремление уйти от гнетущей повседневности, вернуть искусству выразительность и чистоту давно минувших времен, воссоздав эти качества в настоящем, попытаться постичь вневременные идеалы бытия. Символизм в картинах пользовался любыми изобразительными средствами и техниками, как XIX столетия (романтизма, натурализма, импрессионизма), так и всех предшествующих эпох и стилей (классицизма, барокко, ренессанса, готики), очень часто прибегая к их причудливому эклектическому смешению.