Собаки в произведениях русских писателей

Содержание

Слайд 2

Если посмотреть внимательным и придирчивым взглядом, то неожиданно окажется, что русская литература

Если посмотреть внимательным и придирчивым взглядом, то неожиданно окажется, что русская литература
полна собаками едва ли не в той же мере, как "маленькими" и "лишними" людьми. И даже интересней: большинство этих молчаливых персонажей тоже персоны то "маленькие", то "лишние". Только судьба их, в отличие от человеческой, как правило, гораздо более трагична или, по крайней мере, равна по страданиям.

Слайд 3

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ

На образах собак прекрасно отслеживается не только историческая эпоха,

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ На образах собак прекрасно отслеживается не только историческая эпоха,
но и литературные течения. В самом начале становления русской словесности образ собаки был лишь символом или знаком и, как правило, появлялся только в баснях, где собака олицетворяла определенные качества, чаще всего преданность и верность. Правда, случалось и так, что в облике собаки выводились конкретные люди или определенные, необходимые автору качества, как, например, в басне Хераскова "Две собаки" или чуть позже - крыловские гончие в "Волке на псарне" и бессмертная, ставшая нарицательной Моська

Слайд 4

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН

Русский писатель Александр Куприн очень любил животных, и особенно —

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН Русский писатель Александр Куприн очень любил животных, и особенно
собак. Не случайно собаки появляются и во многих известных его рассказах: «Белый пудель», «Пиратка», «Собачье счастье», «Барбос и Жулька», «Завирайка». Он всегда старался понять, почему животное капризничает, не слушается, злится. «Эти господа четвероногие, — говорил Куприн, — никогда и ничего без причин не делают. Надо понять причину, устранить ее, и тогда животное будет вас слушаться».

Слайд 5

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ

С ПОМОЩЬЮ СОБАК АВТОР ПОКАЗЫВАЕТ ГЕРОЯ В ДЕЙСТВИИ, В ПОСТУПКАХ,

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ С ПОМОЩЬЮ СОБАК АВТОР ПОКАЗЫВАЕТ ГЕРОЯ В ДЕЙСТВИИ, В
В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ - В СУДЬБЕ. И ПЕРВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, СДЕЛАВШИМ ЭТО, БЫЛ, КОНЕЧНО, ТУРГЕНЕВ СО СВОЕЙ БЕССМЕРТНОЙ МУМУ. НО НАДО ЗАМЕТИТЬ, ЧТО ТУРГЕНЕВ, БУДУЧИ НЕ ТОЛЬКО ТОНКИМ ПСИХОЛОГОМ, НО УДИВИТЕЛЬНЫМ ОХОТНИКОМ, ЗАЛОЖИЛ И ДРУГУЮ ТРАДИЦИЮ РУССКОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ О СОБАКАХ. ЭТО - ОПИСАНИЕ СОБАКИ САМОЙ ПО СЕБЕ, ПРОНИКНОВЕНИЕ В ЕЕ ВНУТРЕННЮЮ ЖИЗНЬ, ПОПЫТКА УВИДЕТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ЕЕ ГЛАЗАМИ. КОНЕЧНО, В "ЗАПИСКАХ ОХОТНИКА" ЭТИ ПОПЫТКИ ЕЩЕ ОЧЕНЬ РОБКИ, ПОЧТИ НЕЗАМЕТНЫ ДЛЯ ОБЫКНОВЕННОГО ЧИТАТЕЛЯ, НО ОНИ УЖЕ ЕСТЬ.

Слайд 6

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

В произведениях Чехов действует 124 собаки! От огромных до крошечных,

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ В произведениях Чехов действует 124 собаки! От огромных до
от дворняжек до аристократов - они дают почти исчерпывающий срез тогдашнего общества.

Слайд 7

ГАВРИИЛ НИКОЛАЕВИЧ ТРОЕПОЛЬСКИЙ

Повесть «Белый Бим Чёрное ухо» наполнена и радостью, и

ГАВРИИЛ НИКОЛАЕВИЧ ТРОЕПОЛЬСКИЙ Повесть «Белый Бим Чёрное ухо» наполнена и радостью, и
горем, и счастьем, и трагизмом.
  Автор описывает по-настоящему человеческие качества Бима: собака в повести сочувствует – это одна из форм проявления человеколюбия, понимание чувств и мыслей другого человека. Бим обладает такими моральными качествами, как верность, преданность, «человечность». Все эти качества в собаке проявляются в большей степени, чем в людях. Подобным «человеческим» качествам Бима противопоставлены такие качества людей, как: равнодушие, жестокость, подлость, не только по отношению к «низшему» существу, но и по отношению себе подобному – человеку.

Слайд 8

ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ

ДОСТОЕВСКИЙ НЕ СОСРЕДОТАЧИВАЕТСЯ В "БРАТЬЯХ КАРАМАЗОВЫХ" НА ВИДЕНИИ СОБАКОЙ ОКРУЖАЮЩЕГО,

ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ ДОСТОЕВСКИЙ НЕ СОСРЕДОТАЧИВАЕТСЯ В "БРАТЬЯХ КАРАМАЗОВЫХ" НА ВИДЕНИИ СОБАКОЙ
НО ЧЕРЕЗ ПРОИСШЕСТВИЕ С СОБАКОЙ И КОЛЕЙ КРАСОТКИНЫМ ПРОИСХОДИТ, МОЖНО СКАЗАТЬ, ВЗРОСЛЕНИЕ МАЛЬЧИКА, НАСТУПАЕТ ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ДЛЯ НЕГО МОМЕНТ. ТАК ДОСТОЕВСКИЙ ПОДДЕРЖИВАЕТ ТРАДИЦИЮ В ЛИТЕРАТУРЕ, ДАВАЯ ГЕРОЯМ ПРОЯВИТЬ СЕБЯ ЧЕРЕЗ ПРИСУТСТВИЕ ЖИВОТНЫХ.

Слайд 9

Основная тенденция всей второй половины XIX века: собака как некое орудие судьбы,

Основная тенденция всей второй половины XIX века: собака как некое орудие судьбы,
дающееся герою, чтобы проявить свою подлинную сущность. Здесь литература осторожно начала с детей, ибо через них, еще не так далеко ушедших от природы, сделать это было значительно проще. В этом смысле тоже существует однозначный лидер - знаменитая Жучка из гаринского "Детства Темы".

НИКОЛАЙ ГЕОРГИЕВИЧ ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ

Слайд 10

ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ АНДРЕЕВ

"Кусака" Андреева есть ли рассказ о брошенной собаке или же

ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ АНДРЕЕВ "Кусака" Андреева есть ли рассказ о брошенной собаке или
это повествование о позорном равнодушии еще молодого человека, неспособного отстаивать свои привязанности? Или это вообще рассказ о страшной тьме, надвигающейся на страну? "Свет еще долго боролся с тьмою... но скоро уступил и он. Наступила ночь. И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь..."