Soch_Bayan_Plan_9

Содержание

Слайд 2

Приступая к изучению нашей словесности, мы хотели бы обратиться назад и взглянуть

Приступая к изучению нашей словесности, мы хотели бы обратиться назад и взглянуть
с любопытством и благоговением на ее старинные памятники.
А.С.ПУШКИН

Слайд 3

1. Обучение анализу образной системы данного произведения искусства.
2. Формирование умений

1. Обучение анализу образной системы данного произведения искусства. 2. Формирование умений составлять
составлять рассказ по плану.
3. Формирование навыков самостоятельной работы над сочинением по картине через разноуровневые задания.
4. Воспитание чувства гордости за свой край.

Цели урока:

Слайд 4

В. Васнецов. Автопортрет, 1913

В. Васнецов. Автопортрет, 1913

Слайд 5

Один в поле воин

Один в поле воин

Слайд 6

Витязь на распутье. 1882

Витязь на распутье. 1882

Слайд 7

Витязь на коне. Богатырь. 1878.

Витязь на коне. Богатырь. 1878.

Слайд 8

Три богатыря. 1881-1898

Три богатыря. 1881-1898

Слайд 9

После побоища Игоря Святославича
с половцами. 1880

После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880

Слайд 10

Гусляры. 1899.

Гусляры. 1899.

Слайд 11

Боян. 1910

РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ. Посмотрите на картину. Какие мысли и чувства у вас

Боян. 1910 РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ. Посмотрите на картину. Какие мысли и чувства у
возникают при рассматривании картины?

Слайд 12

Памятник Бояну — ключевая фигура композиции в честь 1000-летия города Трубчевска

Боя́н (Баян) —

Памятник Бояну — ключевая фигура композиции в честь 1000-летия города Трубчевска Боя́н
древнерусский певец и сказитель, «песнотворец», персонаж Слова о полку Игореве. Боян — историческое лицо, придворный певец ряда русских князей XI века. Судя по перечню князей, которых он воспевал, территориально он был связан с Черниговским и зависимым от него Тмутараканским княжествами. По характеру творчества он, скорее всего, напоминал скандинавских скальдов, сочиняя в честь конкретных князей ритмизованные песни-хвалы или песни-хулы (автор «Слова» цитирует хулительную припевку Бояна о Всеславе Полоцком: Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути). Боян был и автором, и исполнителем своих песен, аккомпанируя себе на струнном инструменте вроде гусель.

Слайд 13

Боян, вероятно, исконно славянское имя, от боятися: «наводящий страх»; по другой версии,

Боян, вероятно, исконно славянское имя, от боятися: «наводящий страх»; по другой версии,
имя тюркско-болгарского происхождения, ср. чуваш. пуян «богатый», общетюрк. баян «богатый», от глагола baj — «становиться богатым».

Слайд 14

В XII веке на Руси полностью возобладала феодальная раздробленность. Обширное древнерусское государство

В XII веке на Руси полностью возобладала феодальная раздробленность. Обширное древнерусское государство
с центром в Киеве распалось на множество княжеств, лишь слабо объединенных между собой государственной общностью: Владимиро-Суздальское, Смоленское, Полоцкое, Галицко-Волынское, Черниговское, Киевское, Новгород-Северское – всего 15 княжеств. В южно-русских степях в это время кочевали половцы, тюркоязычный народ, и совершали опасные набеги на Русь. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, вступали в междоусобные войны, иногда призывали себе на помощь врагов русской земли – половцев. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Двоюродные братья – Святослав и Игорь – княжили в это время один – в Киеве, другой – в Новгороде-Северском княжестве и вели противоборство с половцами, которые ежегодно предпринимали походы на русские земли. Весной 1185 г. Святослав Киевский удачно выступил против половцев, нанес им поражение, захватил много добычи и пленников. Позднее, когда половцы были сокрушены киевским князем, Игорь Новгород-Северский совершил самостоятельный поход, имея небольшую дружину (это было 23 апреля 1185 г.). Но закончился он для Игоря бесславно: рать почти полностью уничтожена, князь взят в плен. В дальнейшем Игорь бежал. В 1198 г. стал князем Черниговским, умер в 1202 г.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Слайд 15

Для автора «Слова» Боян — его великий предшественник, вещун, способный (как и Всеслав)

Для автора «Слова» Боян — его великий предшественник, вещун, способный (как и
к оборотничеству (он растекается мыслию — возможно, «мысию», белкой — по древу, волком по земли и орлом под облаками), его пальцы сравниваются с 10 соколами, а струны — с 10 лебедями, самого Бояна Автор несколько раз сравнивает с соловьём. Автор называет Бояна внуком Велеса, из чего некоторые исследователи делают выводы о поэтических функциях этого божества. Вместе с тем Автор «отмежёвывается» от него: в начале «Слова» он объявляет: Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню; возможно, как противопоставление Бояну можно трактовать два альтернативных варианта песни дружине Игоря. В конце произведения Боян упоминается, возможно, рядом с Ходыной (есть и альтернативные интерпретации этого места); некоторые видят в Ходыне другого певца — современника Бояна, с которым тот пел песни, по обычаю скальдов, вместе. Здесь Автор вновь цитирует Бояна: «Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы» (символическое изображение «сиротства» земли без князя).

Слайд 16

В русской литературе XIX века имя «Боян» стало нарицательным именем древнерусского певца,

В русской литературе XIX века имя «Боян» стало нарицательным именем древнерусского певца,
гусляра, причём часто неверно записывалось как «Баян» (от слова баять). В таком варианте оно стало в конце XIX в. торговой маркой фирмы, производившей аккордеоны, и в конце концов нарицательным именем музыкального инструмента баяна.
В последние годы словом «баян» нередко называют несвежую, уже упоминавшуюся шутку. Происхождение этого значения обычно связывается с анекдотом «Хоронили тещу, порвали два баяна».

Слайд 17

Не начать ли нам, братья, по-стародавнему скорбную повесть о походе Игоревом, Игоря

Не начать ли нам, братья, по-стародавнему скорбную повесть о походе Игоревом, Игоря
Святославича! Или да начнется песнь ему по былям нашего времени - не по замышлению Боянову! Ведь Боян вещий когда песнь кому сложить хотел, то белкою скакал по дереву, серым волком по земле, сизым орлом кружил под облаками. Поминал он давних времен рати - тогда пускал десять соколов на стаю лебедей; какую догонял сокол, та первая песнь пела старому Ярославу, храброму Мстиславу, что зарезал Редедю пред полками касожскими, красному Роману Святославичу. Боян же, братья, не десять соколов на стаю лебедей пускал, но свои вещие персты на живые струны возлагал; они же сами князьям славу рокотали.

Слово о полку Игореве

Слайд 18

Собирательный образ былинного певца;
образ родной природы;
эпический характер;
веет родной стариной;
отдалённая мифическая

Собирательный образ былинного певца; образ родной природы; эпический характер; веет родной стариной;
древность;
народная поэзия

Анализ содержания картины Словарная работа См. вопросы учебника. Отвечая на них, выбираем опорные слова и словосочетания, которые можно использовать в сочинении.

Слайд 19

- Какие слова, синонимичные друг другу, мы можем использовать в сочинении, говоря

- Какие слова, синонимичные друг другу, мы можем использовать в сочинении, говоря
о центральном персонаже полотна?
(Древнерусский поэт, сказитель, автор, Боян, гусляр).
(Изобразил, показал, написал…)
Имя файла: Soch_Bayan_Plan_9.pptx
Количество просмотров: 39
Количество скачиваний: 0