Стилистика. Основные стилистические ошибки в лирике и прозе

Содержание

Слайд 2

Что такое стилистика?

Стилистика изучает неодинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора

Что такое стилистика? Стилистика изучает неодинаковые для разных условий языкового общения принципы
и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст)
Стилистика художественной литературы = стилистика языка (поэтического, художественного) и стилистика речи (художественной).
Художественный язык (поэтический) отличается от «практического» тем, что первым управляют особые законы — законы словесного искусства, и поэтому, вслед за академиком В.В. Виноградовым, мы выделяем стилистику художественной литературы особо.

Слайд 3

Стиль

Автора (идиостиль)

Стиль литературного направления/школы

Ахматовский стиль
Стиль Ремарка
Пушкинский стиль
Поэтика Блока
И тд

В романтическом стиле
Стиль

Стиль Автора (идиостиль) Стиль литературного направления/школы Ахматовский стиль Стиль Ремарка Пушкинский стиль
английской баллады
И тд

Слайд 4

Разберем на примерах?

Разберем на примерах?

Слайд 5

Паперная, Розенберг, Финкель

1925-1927

Паперная, Розенберг, Финкель 1925-1927

Слайд 6

ЖИЛ-БЫЛ У БАБУШКИ СЕРЕНЬКИЙ КОЗЛИК… (оригинал) Жил-был у бабушки серенький козлик. Вот как, вот

ЖИЛ-БЫЛ У БАБУШКИ СЕРЕНЬКИЙ КОЗЛИК… (оригинал) Жил-был у бабушки серенький козлик. Вот
как, серенький козлик. Бабушка козлика очень любила. Вот как, вот как, очень любила. Вздумалось козлику в лес погуляти. Вот как, вот как, в лес погуляти. Напали на козлика серые волки. Вот как, вот как, серые волки. Оставили бабушке рожки да ножки. Вот как, вот как, рожки да ножки.

Слайд 7

Вчера лишь нежила козла, - Слиянье черного и белого, А нынче я уж не

Вчера лишь нежила козла, - Слиянье черного и белого, А нынче я
мила - “Мой козлик, что тебе я сделала?” Вчера еще в ногах лежал, Взаимно на него глядела я, А нынче в лес он убежал - “Мой козлик, что тебе я сделала?” И серым волком в злом бору Похищенное, похищенное, Ты, счастие мое, ни тпру, Ни ну - сожратое, сожренное. И только ножки да рога, Вот - ножки да рога успела я Прибрать от зверского врага - “Мой козлик, что тебе я сделала?” Как жить теперь – в сухом огне? Как в степь уйти заледенелую? Вот, что ты, козлик, сделал мне! “Мой козлик, что тебе я сделала?”

Слайд 8

Старушка раз в лесу жила, Э лон алле, э лон алле, Старушка раз в

Старушка раз в лесу жила, Э лон алле, э лон алле, Старушка
лесу жила, И козочка у ней была. Однажды в лес ушла коза, Э лон алле, э лон алле, Однажды в лес ушла коза, Куда глядят ее глаза. В лесу ее встречает волк, Э лон алле, э лон алле, В лесу ее встречает волк, И козочку зубами щелк. Ах, не придет она назад, Э лон алле, э лон алле, Ах, не придет она назад, Лишь рожки с ножками лежат.

Слайд 9

Любезный читатель! Сколь приятно и умилительно сердцу видеть дружбу двух существ любящих.

Любезный читатель! Сколь приятно и умилительно сердцу видеть дружбу двух существ любящих.
Всей чувствительной натурой своей бедная старушка любила серенького козлика <…> Но увы! Сколь часто неблагодарность, сия змея, на груди человеческой отогретая, свивает себе гнездо в душах существ обожаемых. Сей серенький козлик был склонен более к опасностям жизни бурной, нежели к прелестям мирного существования селянина на лоне сладостной Натуры под кущами зеленых садов, среди цветущих дерев и приятного ручейков лепета. В чаще непроходимых дубрав нашел наш серенький козлик погибель свою от острых когтей и зубов косматого чудовища лесов Гиперборейских - серого волка. Лишь в знак любезной памяти и умиления сердечного оставило оное чудовище бедной старушке, горькие слезы в тиши ночной проливающей, рожки и ножки существа, столь горячо любимого и столь печально погибшего.

Слайд 10

Жила-была бабушка, А сколько ей было лет? Сколько зим, столько лет - Ста еще нет. А

Жила-была бабушка, А сколько ей было лет? Сколько зим, столько лет -
было ей девяносто четыре года. А кто у нее был? Серый, двурогий, четвероногий. Козленок. А как она к нему относилась? А вот и не относилась, А без конца с ним носилась, Бабушка козлика очень любила, Вот как, вот как, очень любила. Вздумала бабушка козленка прогуливать: Мы дадим козленку Мягкую попонку, Новые сапожки, ДДТ на рожки, Чтоб не грызли блошки. <…>

Слайд 11

В стороне родной Смоленской, За околицей села, В бедной хате деревенской Бабка старая жила, Да по

В стороне родной Смоленской, За околицей села, В бедной хате деревенской Бабка
слабости по женской Завела себе козла. И на серого любимца Надышаться не могла. Знать, недаром говорится, Что любовь бывает зла: Мол, как сердце разгорится, Так полюбишь и козла. Козлик, даром что скотина, Заскучал не без причины (Примечай, куда я гну): Род козлиный - что мужчины, Подавай им новизну.
Не мила изба родная И двора того не жаль, Где от самого от края Открывалась даль степная, А за ней лесная даль. Вот он, лес! В строю могучем Встали сосны, Словно полк, А из чащи из дремучей Злой бедою неминучей Тут как тут явился волк. Бабка следом, что есть духу, Прямо в лес. Но боже мой! Рожки козлика старуха Унесла к себе домой. И омыла их, горюха, Горькой бабьею слезой… “На старуху есть проруха” - Было сказано не мной.

Слайд 12

У старой женщины, бездетной и убогой, Жил козлик серенький, и сей четвероногой В большом

У старой женщины, бездетной и убогой, Жил козлик серенький, и сей четвероногой
фаворе у старушки был. Спал на пуху, ел сытно, пил допьяна, Вставал за полдень, а ложился рано: Ну, словом, жил и не тужил. Чего же более? Но вот беда - Мы жизнью недовольны никогда: Под сению дерев на вольной воле Запала мысль козлу прогулку совершить, И, не раздумывая доле, В соседний лес козел спешит. Он только в лес - а волк из лесу шасть! В глазах огонь, раскрыл грозящу пасть - И от всего козла осталось немножко: Лишь шерсти клок, рога да ножки. Сей басни смысл нетрудно угадать: Не бегай в лес, коль дома благодать.

Слайд 13

Попробуем сами?

Попробуем сами?

Слайд 16

Хороший автор может написать хороший текст о чем угодно: будь то история

Хороший автор может написать хороший текст о чем угодно: будь то история
большого города или история пустого стакана.
Это брусчатка на одной из пражских улочек.
Расскажите ее историю.

Слайд 17

Текст (не более 500 знаков)
Используйте максимальное количество предложенных слов (для стихотворных

Текст (не более 500 знаков) Используйте максимальное количество предложенных слов (для стихотворных
текстов)/все слова (для прозаических). Ваша задача сделать текст стилистически единым. Слова не должны резать слух, выбиваться, быть «притянутыми за уши».
Представьте, что картинка слева – иллюстрация к вашему рассказу. Они должны гармонично сочетаться, дополнять друг друга.

Секрет, знакомый, роман, цифра, яблоки, старый, мясной, управление, градус, дорога, помешать, структура, жесткий, пасмурно, рынок

Слайд 18

Что почитать?

«Стилистика, теория поэтической речи, поэтика» В.В. Виноградов
«Парнас Дыбом: Про козлов, собак и

Что почитать? «Стилистика, теория поэтической речи, поэтика» В.В. Виноградов «Парнас Дыбом: Про
Веверлеев» Э.С.Паперная, А.Г.Розенберг, А.М.Финкель

Слайд 19

Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок

Основные стилистические ошибки в прозе

Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок Основные стилистические ошибки в
и лирике. Как их избежать?

Слайд 20

Что такое речевая ошибка?

«Речевыми ошибками называют любые случаи отклонения от установленных грамматических

Что такое речевая ошибка? «Речевыми ошибками называют любые случаи отклонения от установленных
правил. Без их знания человек может вполне нормально существовать в обществе. »
Ю.В. Фоменко
Всегда ли?

Слайд 21

Это ошибка?
В поле чистом, Луны при свете серебристом, В свои мечты погружена, Татьяна долго

Это ошибка? В поле чистом, Луны при свете серебристом, В свои мечты
шла одна.
А это?
Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как жёлтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.
Нет, это инверсия. Нарушение установленной нормы, но не ошибка, а стилистический прием

Слайд 22

Речевая ошибка – не просто отклонение от речевых норм, это конструкция, препятствующая

Речевая ошибка – не просто отклонение от речевых норм, это конструкция, препятствующая эффективной коммуникации.
эффективной коммуникации.

Слайд 23

лексические

Речевые ошибки

произносительные

фразеологические

морфологические

орфографические

пунктационные

стилистические

синтаксические

лексические Речевые ошибки произносительные фразеологические морфологические орфографические пунктационные стилистические синтаксические

Слайд 24

Произносительные

Произносительные

Слайд 25

Лексические

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в

Лексические Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов
несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Слайд 26

Лексические

Особый вид лексических ошибок – нарушение смыслового согласования. Сюда же относится плеоназм

Лексические Особый вид лексических ошибок – нарушение смыслового согласования. Сюда же относится
и тавтология.
Нарушение согласования. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.
Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «прейскурант цен».
Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».  

Слайд 27

Фразеологические

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном

Фразеологические Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в
им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:
Изменение лексического состава: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
Усечение: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Слайд 28

Синтаксические

Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
Синтаксическая двузначность:

Синтаксические Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»; Неправильное управление: «Оплачивайте за
«Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Слайд 29

Орфографические: Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов.

Орфографические: Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов.
Характерен для письменной речи.  Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».
Пунктуационные: Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.
Морфологические: неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Слайд 30

А вот об этом мы поговорим подробно!

Стилистические

А вот об этом мы поговорим подробно! Стилистические

Слайд 31

тавтология

плеоназм

КЛИШЕ

тавтология плеоназм КЛИШЕ

Слайд 32

Плеоназм и тавтология

Плеоназм и тавтология

Слайд 33

Празднование Нового года я отмечал у коллеги с предприятия.
Деепричастный оборот всегда обособляется

Празднование Нового года я отмечал у коллеги с предприятия. Деепричастный оборот всегда
запятыми с двух сторон.
Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях.
Очень замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна.
Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их одного от другого.
Каждый герой имеет свои индивидуальные черты.
Медведя выводили во двор и подкатывали к нему пустую порожнюю бочку, утыканную гвоздями.
В речи он употребляет диалектные и областные слова.
Алексей мысленно подумал про себя, что это конец.
Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.

Пробуем сами

Слайд 34

Подскажите, где я могу посмотреть и узнать прейскурант цен?
Прицепляя прицеп, ответчик

Подскажите, где я могу посмотреть и узнать прейскурант цен? Прицепляя прицеп, ответчик
неправильно зацепил цепь, в результате чего создал возможность отцепа.
Маршрут движения автоколонны заранее определяется ее руководителем.
Товар был забракован по некачественным дефектам производственного характера.
Сычев догнал Милюкова, свалил его на землю, отобрал нож у Милюкова и нанес ему этим ножом ножевое ранение.
Чтобы зарегистрироваться, нужно ввести свои данные.
На лице Петрова небольшие усы в области носа.
Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях.
Салайонов ударов не наносил, ногами не пинал.
Милюков ушел к своей теще, но вскоре вернулся назад.

А так?

Слайд 35

Клише

Клише

Слайд 36

Мы молодая, динамично развивающаяся компания. Наша продукция отличается высоким уровнем качества.
Компания основана

Мы молодая, динамично развивающаяся компания. Наша продукция отличается высоким уровнем качества. Компания
в 2016 году. Менее чем за 2 года мы открыли 12 филиалов в 6 городах России.
Качество нашей продукции подтверждает первое место в конкурсе «Лидеры России-2017». 

Пробуем сами

Слайд 37

Мероприятие было интересно детям и взрослым. У меня остались самые яркие впечатления.

Мероприятие было интересно детям и взрослым. У меня остались самые яркие впечатления.

У власть имущих в этом городке ни стыда, ни совести
Ярче тысячи солнц
Я сделаю домашнюю работу в кратчайшие сроки
Встреча прошла на высшем уровне
Страна оказалась за железным занавесом
Акулы пера не работают в желтых газетах
Мороз крепчал, снег ступал кошачьей походкой
Она упала в его объятья и воцарилась тишина

Пробуем сами

Слайд 38

Человечность (гуманизм)
Феминизм
Социальный
Демократия
Прогресс
Романтический
Любовь
Мероприятие
Креативный

Теперь сложнее:

Человечность (гуманизм) Феминизм Социальный Демократия Прогресс Романтический Любовь Мероприятие Креативный Теперь сложнее:

Слайд 39

Штампы умертвляют любую литературу, кроме той, которая использует их «штампованность» как особую

Штампы умертвляют любую литературу, кроме той, которая использует их «штампованность» как особую
токсичную краску. Например, Андрей Платонов создал ломаный штампо-язык для героев сломанного, искореженного мира.Такой эффект не сводится к комическому, здесь и нарочная странность, и особая наивность, и задерживание читателя: «осознай, что имеется в виду».
«Утром Козлов долго стоял над спящим телом Прушевского; он мучился, что это руководящее умное лицо спит, как ничтожный гражданин, среди лежащих масс и теперь потеряет свой авторитет. Козлову пришлось глубоко соображать над таким недоуменным обстоятельством, он не хотел и был не в силах допустить вред для всего государства от несоответствующей линии прораба, он даже заволновался и поспешно умылся, чтобы быть наготове. В такие минуты жизни, минуты грозящей опасности, Козлов чувствовал внутри себя горячую социальную радость и эту радость хотел применить на подвиг и умереть с энтузиазмом, дабы весь класс его узнал и заплакал над ним.» Андрей Платонов, «Котлован»

Но есть одно «НО»:

Слайд 40

Отношение Владимира Сорокина к СССР — однозначнее, чем у Платонова, поэтому он

Отношение Владимира Сорокина к СССР — однозначнее, чем у Платонова, поэтому он
не перерабатывает язык, а издевается над советским миром, создавая комический контекст точно воспроизводенными шаблонами и клише.
Золотарев сознательный комсомолец и, на мой взгляд, он больше никогда не допустит подобных проступков. — Конечно не допустит, — кивнула Алексеева. — На протяжении этих недель я наблюдала работу Золотарева и пришла к выводу, что он трудится всегда с полной самоотдачей, подходя творчески к производственному процессу. — Безусловно, — подтвердила её предположение Туруханова и, после непродолжительной паузы, спросила у напряженно молчащей Лопатиной: — Я заметила, товарищ Лопатина, что весь сегодняшний вечер ты чем-то озабочена. Что случилось? Вздохнув, Лопатина села на разобранную кровать: — Меня крайне возмутили новые злодеяния израильской военщины, сообщения о которых получены сегодня из Бейрута. Повторением трагедии Сабры и Шатилы стало варварское преступление израильтян в городах оккупированного западного берега реки Иордан. Массовое отравление газом нервно-паралитического действия арабского населения Дженина и Наблуса привело к многочисленным жертвам среди жителей... Владимир Сорокин, «Тридцатая любовь Марины»

Слайд 41

Неправильное употребление многозначных слов

Неправильное употребление многозначных слов

Слайд 42

Бедность языка

Бедность языка

Слайд 43

Пробуем сами

Обычная квартира. Слева от входа окно. Справа – шкаф. В центре

Пробуем сами Обычная квартира. Слева от входа окно. Справа – шкаф. В
стол и пара стульев. В дальнем углу тумбочка, на ней – телевизор.
Разнообразьте текст, продемонстрируйте «обычность» квартиры

Слайд 44

Отредактируйте предложения:
1. Вступил в строй действующих предприятий завод термопластоавтоматов. 2. Побывали мы

Отредактируйте предложения: 1. Вступил в строй действующих предприятий завод термопластоавтоматов. 2. Побывали
и у памятника-монумента. Он поразил нас величиной и своим величием. 3. Важное место в жизни студентов занимают занятия в кружках художественной самодеятельности. Итогом их годовой деятельности являются смотры художественной самодеятельности. 4. Общежитие - дом, в котором многие студенты живут пять долгих лет. Какой будет эта жизнь - зависит от самих жителей общежития. 5. Работая в архиве, знакомишься с правилами архивной работы, испытываешь наслаждение от кропотливой, упорной и усердной работы с архивными материалами. 6. В ряде регионов страны в конце XVIII в. - к ним относятся Урал, Причерноморье и Южная Украина - начала развиваться промышленная индустрия по добыче угля. 7. Комплекс нерешенных проблем надо решать комплексно.          

Мама, я – редактор!

Слайд 45

         1. Вступил в строй завод термопластоавтоматов.           2. Побывали мы и у монумента, который

1. Вступил в строй завод термопластоавтоматов. 2. Побывали мы и у монумента,
поразил нас своим величием.           3. Многие студенты занимаются в кружках художественной самодеятельности. На ежегодных смотрах-конкурсах они показывают свое искусство.          4. Общежитие для многих студентов становится домом на целых пять лет! Какой будет жизнь в этом доме - зависит от них самих.           5. Работая с архивными материалами, испытываешь наслаждение от труда, который требует усердия и упорства.           6. В конце XVIII века на Урале, в Причерноморье и Южной Украине начала развиваться угольная промышленность.          7. Все проблемы надо решать параллельно (одновременно).

Мама, я – редактор!

Слайд 46

И ещё несколько советов:

Читайте текст «наоборот». Прочитывайте по одному слову с конца

И ещё несколько советов: Читайте текст «наоборот». Прочитывайте по одному слову с
текста. Это поможет выявить орфографические ошибки
Читайте друг друга, не бойтесь исправлять и быть исправленными. Критика (адекватная, конструктивная) – ваш друг.
Сокращайте. Умеренно. Отжимайте «воду», добавляйте «мяса».
Хорошие авторы – хорошо, а подражание – плохо.

Слайд 47

Что почитать?

«Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст» М. Ильяхов, Л.Сарычева

Что почитать? «Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст» М. Ильяхов, Л.Сарычева

Слайд 48

Практика
практика
Практика!

Стилистика. Упражнения для развития авторского стиля. Правило 8 минут.

Практика практика Практика! Стилистика. Упражнения для развития авторского стиля. Правило 8 минут.

Слайд 49

Выстраиваем сюжет по фото

Выцепите интересную историю и опишите ее. Следует начать с

Выстраиваем сюжет по фото Выцепите интересную историю и опишите ее. Следует начать
первичного оценивания изображения: понять, что происходит и с кем, в какой промежуток времени. Затем стоит подумать над тем, какие связи могут быть между действующими объектами, что было до них и как события будут развиваться в будущем. Для того чтобы усложнить задачу, можно написать свой рассказ в разных жанрах.

Слайд 51

Мальчики играют в хоккей на фоне собора Святого Вита, Прага

Мальчики играют в хоккей на фоне собора Святого Вита, Прага

Слайд 53

Пражская весна

В ночь на 21 августа1968 года в Чехословакию были введены войска

Пражская весна В ночь на 21 августа1968 года в Чехословакию были введены
СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Операция должна была прекратить процесс реформ в ЧССР, «Пражскую весну»

Слайд 54

*Выберите одно фото

*Выберите одно фото

Слайд 55

Бархатная революция

Чехословацкие студенты стоят на коленях перед милиционерами, которые хотят разогнать протест.

Бархатная революция Чехословацкие студенты стоят на коленях перед милиционерами, которые хотят разогнать
Прага. Чехословакия. 18 ноября 1989 года

Слайд 56

Бархатная революция. Сила цветов

Фотографии цветочных антивоенных маршей у Пентагона стали образцом для

Бархатная революция. Сила цветов Фотографии цветочных антивоенных маршей у Пентагона стали образцом
подражания для других протестующих 20 века. Так и началась власть цветов, придуманная за два года до этого поэтом-битником Алленом Гинзбергом.

Слайд 57

По Твену

Существует любопытное упражнение, названное в честь Марка Твена. Писатель всегда выступал

По Твену Существует любопытное упражнение, названное в честь Марка Твена. Писатель всегда
против чрезмерного использования прилагательных и наречий в тексте, поскольку считал, что они размывают и делают блеклым написанное. Подобную противоборствующую позицию по отношению к указанным частям речи занимали и другие писатели: Вольтер, Э. Хемингуэй, С. Кинг
Возьмите любой из написанных на семинаре текстов и попробуйте переписать его без прилагательных и наречий.

Слайд 58

100lvl

Усложняем задачу! Напишите рассказ только из существительных/глаголов/ прилагательных/наречий.

100lvl Усложняем задачу! Напишите рассказ только из существительных/глаголов/ прилагательных/наречий.

Слайд 59

200 слов

В 200 слов опишите (на выбор):
погоду за окном
первую игрушку
соседа слева

200 слов В 200 слов опишите (на выбор): погоду за окном первую игрушку соседа слева

Слайд 60

Портрет

Опишите известную аудитории личность, избегая речевых штампов. Ваша задача сделать портрет узнаваемым.

Портрет Опишите известную аудитории личность, избегая речевых штампов. Ваша задача сделать портрет узнаваемым.

Слайд 61

Письмо в прошлое

Напишите письмо 10-летнему себе.

Письмо в прошлое Напишите письмо 10-летнему себе.