Слайд 2Мемуары литературоведов:
1.Виктор Жирмунский: золотой век Ленинградского филфака — в воспоминаниях Л. Аринштейна
// http://www.svobodanews.ru/content/transcript/24297007.html
2. Б.Ф. Егоров. Воспоминания. СПб.: Нестор-История, 2004.
3. В.Е. Хализев. В кругу филологов: Воспоминания и портреты. М.: Прогресс-Плеяда, 2011.
4.Чудаков А.П. «Ложится мгла на темные ступени…».М.,
5. Лидия Лотман. Воспоминания. СПб.: Нестор-История, 2007.
5. Ю.В. Манн. «Память-счастье, как и память-боль...». М.: РГГУ,2014.
8. Э. Герштейн. Мемуары. М.: Вагриус, 2006. (Инапресс, 1998).
9. М.Л. Гаспаров. Записи и выписки. М., 2001. (премия А.Белого)
10. А.К. Жолковский. Из мемуарных заметок. Виньетки.
Жизнь замечательных людей:
Коровашко. М.М. Бахтин. М., 2017.
Слайд 3 Художественная литература
Теория литературы История литературы Критика
Слайд 4Уже в эпоху античности критика стала особым профессиональным занятием
Цели и «прикладные» задачи
критики:
общая оценка произведения,
поощрение или осуждение автора, рекомендации книги другим читателям
Слайд 5Надеясь на мое презрение,
Седой зоил меня ругал,
И, потеряв уже терпенье,
Я эпиграммой
отвечал.
(Пушкин).
Зоил - греческий ритор и критик (3 - 4 в. до н. э.).
Слайд 6Многие ученые связывают возникновение и функционирование литературной критики с риторикой (учением о
строении речи). Но ряд других утверждает, что начало критик – в грамматических школах.
Идея поэзии как мастерства предполагает и определенные критерии, по которым это мастерство ценится. При этом выделяется гедонистическая функция поэзии. Она должна доставлять радость (мотив сладости поэтического слова, излечение, избавление от забот, забытье, уподобление поэзии лекарству).
Слайд 7Платон обосновал собственно эстетические проблемы (в том числе проблему прекрасного), рассмотрел гносеологическую
природу и воспитательную функцию искусства, а также дал главные сведения по теории искусства и литературы (прежде всего деление на роды - эпос, лирику и драму).
В сочинениях Аристотеля "Об искусстве поэзии", "Риторика" и "Метафизика", при сохранении общеэстетического аспекта подхода к искусству, происходит уже формирование собственно литературоведческих дисциплин - теории литературы, стилистики и поэтики.
Слайд 8«Об искусстве поэзии» – первое систематическое изложение основ поэтики, открыло многовековую традицию
специальных трактатов по поэтике, которая, однако, приобретала со временем всё более усиливавшийся нормативный характер (такова уже "Наука поэзии" Горация).
Слайд 93-2 вв. до н. э.: вместе с др. науками литературоведение отделяется от
философии и формирует собственные дисциплины.
Биобиблиография: "Таблицы" Каллимаха – вид первой литературной энциклопедии – каталог Александрийской библиотеки
Слайд 10Каллимах (310 — около 240 до н.э.)
«Таблицы тех, кто просиял во всех областях
знания, и трудов, которые они сочинили». Этот каталог (который не дошел до нас) состоял из 120 томов. В нем представлены основные произведения греческой литературы и биографии их авторов. Если автор не был известен, Каллимах старался узнать его имя. Если не было заглавия – он его сочинял. Это был один из первых библиографических трудов, и Каллимах - отец библиографии.
Поэт должен избегать расхожих тем и сюжетов, а использовать местные предания, и неизвестные версии известного мифа.
Слайд 11Связующими звеньями между античным и новым литературоведением и критикой были Византия (восточная
часть Римской империи) и латинская литература западноевропейских народов.
(См. об этом: Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. )
Слайд 12Средневековые поэтика, риторика, критика развивались
- на основе традиций античной школы, перешедших
в систему средневекового образования;
- на основе традиций античной философии и эстетики, творчески
переработанных средневековым мировоззрением;
3) на основе опыта непрекращающегося переписывания и комментирования сочинений классических авторов.
Русскому читателю памятники этой работы незнакомы почти
совершенно.
Слайд 13В Византии литературоведение и критика (стимулируемое изучением и собиранием древних памятников) имело
преимущественно биобиблиографический и комментаторский уклон. Здесь создаются: один из первых европейских энциклопедических сводов литературных произведений "Мириобиблион" Фотия (9 в.), содержавший пересказы литературных произведений и их критическую оценку, биографический словарь древних авторов Суда (около 10 в), комментарии к Гомеру, Пи́ндару и др. авторам (Иоанн Цеца, 12 в., Евстафий Солунский, 12 в. )
Слайд 14Собрание сочинений Платона составлено в III в. до нашей эры Аристофаном Византийским.
Уже к этому времени под именем Платона ходили сочинения разного объёма и качества, часть которых была отклонена Аристофаном как сомнительное по авторству.
Это собрание составляет основу Платоновых сочинений.
Тот же Аристофан Византийский положил, вероятно, начало систематизации сочинений Платона, поскольку в его собрании они располагались трилогиями.
Слайд 15Риторика была первоэлементом, на котором основывались критические суждения о литературе. Трактаты по
риторике предлагали готовые модели для оценки лит. пр-ний.
Италия. Трактаты 13-15 вв. в основном защищали или осуждали поэзию, поэтика для чел-ка 13-15 вв. отвечала на вопрос, надо ли читать и писать стихи (а не как писать стихи). Осуждалась поэзия за то, что, по мнению Отцов Церкви, чтение языческих авторов открывает путь к пороку и неблагочестию.
Слайд 16Поскольку новая литература вырастала на основе "открытия античности", проблема оригинальности переживалась Возрождением
во всём её драматизме, от попыток приспособить элементы античной поэтики к новой литературе (перенос на эпопею норм аристотелевского учения о драме в "Рассуждении о поэтическом искусстве", 1587, Т. Тассо) до решительного отклонения античных авторитетов ("О поэзии", 1586, Ф. Патрици).
Слайд 17Но почитатели классической древности предупреждались 1 раз в год (в Великий Пост):
«Изучающим языческие науки, и не ради одной лишь образованности в них упражняющихся, но и мнения их суетные приемлющие – анафема!» (Пер. С.Аверинцева. История мировой литературы. Т.3. С. 32)
Эллинская «образованность» допускается, но она не должна определять мировоззрение – это тот критерий, по которому средневековый подход к античности отделяет себя от ренессансного.
Слайд 18Возникла проблема истолкования поэзии – можно ли приписывать поэтическим произведениям высшие смыслы,
есть ли что-то за буквальным смыслом слов?
Экзегетика библейская. Истолкование аллегории
Слайд 19Англия. "Защита поэзии" Ф. Сидни, написана в 1583).
Philip Sidney. An Apologie
For Poetrie
Лучший трактат по поэтике елизаветинского периода
Поэзия – это искусство подражания, оттого Аристотель называет ее mimesis, т.е. воспроизведение, подражание, преобразование, или метафорически – говорящая картина, цель которой учить и доставлять удовольствие.
Слайд 20Ориентация на античность, но более свободное использование правил и вольный подход к
оценке литературы.
Особенность критики в Англии: перед гением Шекспира самые строгие критики забывали Аристотеля.
Дж. Аддисон (конец 17- нач. 18 в. эстетик, поэт, политик): «Наш неподражаемый Шекспир – камень преткновения для всей секты педантов-критиков. Кто не предпочтет его пьесы, где не соблюдено ни одно правило, всем произведениям какого-нибудь новейшего критика, где ни одно не нарушено?»
Слайд 21Франция.
Первые трактаты – 12-13 вв. Принадлежали учителям красноречия и написаны по-латыни. Элий
Донат (в 4 в.!) написал 2 кн. «Ars major» “Ars minor” –включены в университетскую программу. А одна из поэтик трубадуров называлась «Провансальский Донат». На Руси был переведен в 16 в.
Латинские поэтики французов являлись в большинстве компиляциями античных текстов (Цицерона, Доната, Диомеда), они служили источником классификации текстов.
В 12-13 вв. большое влияние оказывали итальянские учебники версификации. В это же время появилась поэзия трубадуров, для них же появились пособия, основанные на латинских трактатах.
Слайд 22Германия. В немецкоязычных странах критические суждения включались в предисловиях, отступлениях, в них
говорится в основном о правомерности сочинений на родном языке, обсуждается античная традиция (9-10 вв).
Слайд 23В 9 в. монах Отфрид сделал стихотворное переложение 4х Евангелий(«Evangeliumbuch) , где
была и литературная теория поэзии на нем яз. Он объяснил, почему на нем яз :
пересказ Евангелия поможет изгнать языческие песни;
возможность прочесть текст тем, кто не владеет латынью.
С одной стороны, поэтический дар – дар Бога, с другой - появляется представление о поэте, как о ремесленнике, вырабатывающем «вещь».
Слайд 24Эпоха Просвещения
С конца XVI в. и особенно в эпоху классицизма законы искусства
систематизируются. Обозначается нормативно-утилитарный характер художественной теории.
Н. Буало в "Поэтическом искусстве" (1674), создал стройную систему жанровых, стилистических, речевых норм.
Замкнутость и обязательность норм превращали трактат Буало и более или менее родственные ему сочинения ("Опыт критической поэтики для немцев" И. К. Готшеда, 1730; "Эпистола о стихотворстве" А. П. Сумарокова, 1748, и др.) почти в литературные кодексы.
Слайд 25Рационализм стимулировал также опыты дедуктивного познания искусства и сведения всех его элементов
к "одному началу" - например к подражанию ("Изящные искусства, сведённые к одному общему принципу", 1746, Ш. Баттё).
Слайд 26
Древнерусская литература содержит отдельные критические высказывавия
Ее предпосылки:
попутные критич. оценки и суждения
в летописях и др. памятниках — т. н. оговорки, библиографич. описи и краткие аннотации, биографии лит. деятелей (напр., жизнеописание Максима Грека, 16 в.) и т. д.
Слайд 27Собственно литературная критика возникает к середине 18 в.
Первым критическим выступлением принято считать
работу В. К. Тредиаковского «Письмо, в котором содержится рассуждение о стихотворении...» (1750); здесь же впервые употреблено само слово «критика».