Три мира в романе «Мастер и Маргарита»

Содержание

Слайд 2

Почему, зачем, откуда зло? Если есть Бог, то как может быть зло?

Почему, зачем, откуда зло? Если есть Бог, то как может быть зло?
Если есть зло, то как может быть Бог? М.Ю.Лермонтов

Слайд 3

Жанр

Бытовой роман
Фантастический
Философский
Автобиографический
Любовно-лирический
Сатирический
Роман многожанров и многопланов

Жанр Бытовой роман Фантастический Философский Автобиографический Любовно-лирический Сатирический Роман многожанров и многопланов

Слайд 4

В чем тайна романа?

Когда и где живут герои романа?
(Время и

В чем тайна романа? Когда и где живут герои романа? (Время и
пространство в романе)

Троемирие - основная концепция булгаковского романа.
Три мира в романе - три времени в романе
Библейский мир – «Ершалаимские главы»
Современный мир - «Московские главы»
Вечный потусторонний мир
Три мира «Мастера и Маргарита» имеют не только параллельные структуры персонажей, но и целый ряд параллельных эпизодов и описаний.

Слайд 5

Время и пространство ( хронотоп )

Реальное
Москва
20 – 30 годы
ХХ века

Библейское
(мифологическое)
Ершалаим
1

Время и пространство ( хронотоп ) Реальное Москва 20 – 30 годы
год н.э.

Фантастическое
Перемещение
во времени и
Пространстве
(Воланд и его свита)

Слайд 6

Композиция романа

Многоплановая (современность, мифология, фантастика)
Принцип зеркального отражения – «роман в

Композиция романа Многоплановая (современность, мифология, фантастика) Принцип зеркального отражения – «роман в
романе»
Система внутренних соответствий (события библейские – современным, географические места, погодные условия, система исторических прототипов, временные рамки событий)
Система сюжетных двойников
Пейзаж (образы – символы)

Слайд 7

Мир произведения многолик и многопланов, композиция необычна и сложна:
Сатана выдает себя за

Мир произведения многолик и многопланов, композиция необычна и сложна: Сатана выдает себя
профессора черной магии и правит бал вместе со своей свитой;
Понтий Пилат отправляет на казнь невинного человека;
Московский бомонд считает себя хозяином положения.

Связь времен

Слайд 8

Зеркальное отражение:
Ершалаим - Москва. Есть общий мотив в описании этих двух городов

Зеркальное отражение: Ершалаим - Москва. Есть общий мотив в описании этих двух
в двух столь непохожих романах. Почти в одних и тех же выражениях описаны два города (тучи, гроза, тьма, пришедшая с запада…);
Иешуа Га-Ноцри - Мастер. Они обретают каждый свою истину, они не знают, не понимают, не угадывают своих предателей, не имеют.

Слайд 9

Каифа – Берлиоз.. Антагонистом Иешуа в романе Мастера является "исполняющий обязанности президента

Каифа – Берлиоз.. Антагонистом Иешуа в романе Мастера является "исполняющий обязанности президента
Синедриона первосвященник иудейский Иосиф Каифа", а антагонистом Мастера в романе о Мастере является Михаил Александрович Берлиоз.
Иуда из Кириафа - Алоизий Могарыч.. Иуда из Кириафа получил 30 тетрадрахм, Алоизий Могарыч "хотел получить" и получил "комнаты" Мастера. В обоих случаях стимулом предательства был материальный интерес, который Воланд считает определяющим основанием поведения людей.

Слайд 10

Левий Матвей - Иван Николаевич Бездомный. Протагонисты обоих романов имеют каждый по

Левий Матвей - Иван Николаевич Бездомный. Протагонисты обоих романов имеют каждый по
одному ученику. Иешуа Га-Ноцри - Левия Матвея, Мастер - Ивана Николаевича Бездомного. Оба ученика сначала были очень далеки от позиции своих учителей, Левий был "сборщиком податей", Бездомный - антирелигиозным поэтом.
Толпа в мире античном и современном. Сравните изображение толпы любопытных, идущих смотреть на казнь (глава 16), и толпы, образующей очередь в Варьете (глава 17), описание вечера в ресторане "Грибоедов" и бала у Сатаны.
Дом Грибоедова - бал у Сатаны. Безудержное веселье в ресторане совпадает с описанием пира мертвецов.

Слайд 11

Герои романа

Мастер

Маргарита

Азазелло

Гелла

Воланд

Кот Бегемот

Коровьев

Герои романа Мастер Маргарита Азазелло Гелла Воланд Кот Бегемот Коровьев

Слайд 12

МАСТЕР

персонаж романа "Мастер и Маргарита", историк, сделавшийся писателем. Мастер - во многом

МАСТЕР персонаж романа "Мастер и Маргарита", историк, сделавшийся писателем. Мастер - во
автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа ("человек примерно лет тридцати восьми" предстает в лечебнице перед Иваном Бездомным) - это в точности возраст Булгакова в мае 1929 г.

Слайд 13

Магарита

персонаж романа "Мастер и Маргарита", возлюбленная Мастера. Главным прототипом Маргариты послужила третья

Магарита персонаж романа "Мастер и Маргарита", возлюбленная Мастера. Главным прототипом Маргариты послужила
жена писателя Е. С. Булгакова

Слайд 14

ВОЛАНД

персонаж романа "Мастер и Маргарита", возглавляющий мир потусторонних сил. Воланд - это

ВОЛАНД персонаж романа "Мастер и Маргарита", возглавляющий мир потусторонних сил. Воланд -
дьявол, сатана, "князь тьмы", "дух зла и повелитель теней" (все эти определения встречаются в тексте романа).

Слайд 15

Азазелло

персонаж романа "Мастер и Маргарита", член свиты Воланда, "демон безводной пустыни, демон-убийца".

Азазелло персонаж романа "Мастер и Маргарита", член свиты Воланда, "демон безводной пустыни,
Благодаря Азазелу женщины освоили "блудливое искусство" раскрашивать лицо. Поэтому именно Азазелло передает Маргарите крем, волшебным образом меняющий ее внешность.

Слайд 16

Кот-Бегемот

персонаж романа "Мастер и Маргарита", кот-оборотень и любимый шут Воланда. У Булгакова

Кот-Бегемот персонаж романа "Мастер и Маргарита", кот-оборотень и любимый шут Воланда. У
Бегемот стал громадных размеров котом-оборотнем.

Слайд 17

Коровьев-Фагот

персонаж романа "Мастер и Маргарита", старший из подчиненных Воланду демонов, черт и

Коровьев-Фагот персонаж романа "Мастер и Маргарита", старший из подчиненных Воланду демонов, черт
рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшим регентом церковного хора

Слайд 18

Понтий Пилат

Понтий Пилат - римский прокуратор (наместник) Иудеи в конце 20-х -

Понтий Пилат Понтий Пилат - римский прокуратор (наместник) Иудеи в конце 20-х
начале 30-х гг. н. э., при котором был казнен Иисус Христос. Понтий Пилат - один из главных героев романа "Мастер и Маргарита". На первый взгляд, Понтий Пилат у Булгакова - человек без биографии, но на самом деле вся она в скрытом виде присутствует в тексте.

Слайд 19

Библейские мотивы

Библейские мотивы

Слайд 20

Библейские мотивы

Библейские мотивы

Слайд 21

Ради чего писатель делает столь сложные построения? Попробуем разобраться.
Первый мир- московский. С

Ради чего писатель делает столь сложные построения? Попробуем разобраться. Первый мир- московский.
него начинается действие романа. Обратим внимание на название 1 главы.
Как она называется?
Ещё до начала повествования автор обращается к читателю с предупреждением. Проследим, как автор ведёт за собой в последующем.

Слайд 22

Какие странности приключились с Берлиозом и Иваном Бездомным?
За что так страшно наказан

Какие странности приключились с Берлиозом и Иваном Бездомным? За что так страшно
Берлиоз?
Как объяснить название первой главы?

«Этого не может быть!»

Слайд 23

Всего 4 дня происходят события в романе. Ради чего такая сложная композиция?
С

Всего 4 дня происходят события в романе. Ради чего такая сложная композиция?
чего начинается действие романа?
Как выглядели незнакомцы?

Сочетание реальности и фантастики с библейскими мотивами

Слайд 24

Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?
За что же так страшно наказан Берлиоз?

Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему? За что же так страшно наказан Берлиоз?

Слайд 26

Поступками людей на протяжении всей истории двигают одни и те же постоянные

Поступками людей на протяжении всей истории двигают одни и те же постоянные
и примитивные пружины. И неважно, где и когда происходит действие. Воланд говорит: «Горожане сильно изменились , внешне, я говорю, как и сам город, впрочем… гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?»
Попробуем найти ответ на вопрос Воланда.

Слайд 27

Над чем потешается, издевается нечистая сила? Какими средствами автор изображает обывателей?

Над чем потешается, издевается нечистая сила? Какими средствами автор изображает обывателей?

Слайд 28

Что же лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей,

Что же лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей,
предопределение или следование избранным идеалам, идеям?
Кто управляет человеческой жизнью?
Если жизнь соткана из случайностей, можно ли ручаться за будущее, отвечать за других? Существуют ли какие-то неизменные нравственные критерии, или они изменчивы и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства?
Эти вопросы ставит автор в «евангельских» главах. «Евангельские» главы – это своеобразный центр романа.

Слайд 29

Каким показан Понтий Пилат?
Как выглядит Иешуа в сцене допроса?

Великий прокуратор Иудеи

Каким показан Понтий Пилат? Как выглядит Иешуа в сцене допроса? Великий прокуратор Иудеи

Слайд 30

Понтий Пилат задаёт обвиняемому вопрос, который не нужно задавать на суде. Что

Понтий Пилат задаёт обвиняемому вопрос, который не нужно задавать на суде. Что это за вопрос?
это за вопрос?

Слайд 31

Какое впечатление произвел Иешуа на прокуратора?
Почему Пилат утверждает смертный приговор?

«Что есть истина?»

Какое впечатление произвел Иешуа на прокуратора? Почему Пилат утверждает смертный приговор? «Что есть истина?»

Слайд 32

Однако уже после казни, после пяти часов крестных мук Пилат дарует Иешуа

Однако уже после казни, после пяти часов крестных мук Пилат дарует Иешуа
лёгкую смерть. Он приказывает совершить погребение тел казнённых в тайне. Возлагает на Афрания обязанность убить Иуду – человека, который предал Иешуа.
За что же наказан Пилат?

Слайд 33

«Трусость - самый тяжкий порок», - повторяет Воланд. Пилат говорит, что «более

«Трусость - самый тяжкий порок», - повторяет Воланд. Пилат говорит, что «более
всего в мире ненавидит своё бессмертие и неслыханную славу». И тут вступает Мастер: «Свободен! Свободен! Он ждёт тебя!» Пилат прощён.
Какое дело нам, людям 21 века, до трагического духовного поединка Иешуа и Понтия Пилата? Надо знать о пустынной вершине горы, где врыт столб с перекладиной. Надо помнить о голых безрадостных камнях, о леденящем душу одиночестве, о совести, когтистом звере, который не даёт спать по ночам.

Слайд 34

Вопросы учащимся

Каков жанр романа?
Как бы вы определили композицию романа?
Сколько миров изображено в

Вопросы учащимся Каков жанр романа? Как бы вы определили композицию романа? Сколько
романе и как они связаны между собой?