Время перемен в произведениях писателей и поэтов начала ХХ века

Содержание

Слайд 2

В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах

В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах
и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристку, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями. 

Слайд 3

Аспекты

Внутренние и внешние перемены в жизни человека, их причины и последствия.

Аспекты Внутренние и внешние перемены в жизни человека, их причины и последствия.
Взросление, становление, старение человека.
Человек в эпоху перемен. Боязнь перемен, стремление к переменам. Поведение человека во время душевных, социальных и политических изменений, нравственный выбор.
Искусство (литература, музыка, архитектура) и наука как отражение культурных перемен. Влияние социальных, культурных, исторических, политических перемен на искусство, науку.
Эволюция, революция, деградация. Перемены  к лучшему и худшему. Великие перемены.
Сложный герой сложной эпохи.

Слайд 4

Перемена(ы) – это  1) изменение в ком-либо, чем-либо, поворот к чему-н. новому, появление чего л. нового. 2) Замена одного

Перемена(ы) – это 1) изменение в ком-либо, чем-либо, поворот к чему-н. новому,
другим. Например, перемена профессии, обстановки, места жительства ... Синонимы Изменение, видоизменение, смена, чередование, переворот, ломка, перелом, перерождение, превращение, метаморфоза; переделка, преобразование, модификация, реорганизация, реформа, нововведение, превратность судьбы. Эпитеты Резкая, внезапная, неожиданная, существенная, важная, значительная, удивительная, всякая, любая ... перемена.

Слайд 5

Пока руно волос твоих течет,
Как золото в лучистой филиграни,
И не

Пока руно волос твоих течет, Как золото в лучистой филиграни, И не
светлей хрусталь в изломе грани,
Чем нежной шеи лебединый взлет,
Пока соцветье губ твоих цветет
Благоуханнее гвоздики ранней
И тщетно снежной лилии старанье
Затмить чела чистейший снег и лед,
Спеши изведать наслажденье в силе,
Сокрытой в коже, в локоне, в устах,
Пока букет твоих гвоздик и лилий
Не только сам бесславно не зачах,
Но годы и тебя не обратили
В золу и в землю, в пепел, дым и прах.
Луи́с де Го́нгора-и-Арго́те, испанский поэт эпохи барокко.

Куда ни кинешь взор — все, все на свете бренно. Ты нынче ставишь дом? Мне жаль твоих трудов. Поля раскинутся на месте городов, Где будут пастухи пасти стада смиренно.
Ах, самый пышный цвет завянет непременно. Шум жизни сменится молчанием гробов. И мрамор и металл сметет поток годов. Счастливых ждет беда... Все так обыкновенно!
Пройдут, что сон пустой, победа, торжество: Ведь слабый человек не может ничего Слепой игре времен сам противопоставить.
Мир — это пыль и прах, мир — пепел на ветру. Все бренно на земле. Я знаю, что умру. Но как же к вечности примкнуть себя заставить?!
(Андреас Грифиус — немецкий поэт и драматург эпохи барокко. Один из самых известных немецких сочинителей сонетов в XVII веке.)

Слайд 6

О, вспомни: с Временем тягаться бесполезно; Оно - играющий без промаха игрок. Ночная тень

О, вспомни: с Временем тягаться бесполезно; Оно - играющий без промаха игрок.
растет, и убывает срок В часах иссяк песок, и вечно алчет бездна. Вот вот - ударит час, когда воскликнут грозно Тобой презренная супруга, Чистота, Рок и Раскаянье (последняя мечта!): «Погибни, жалкий трус! О, поздно, слишком поздно!»
Ш.Бодлер

Трояко течение времени: Наступает медлительно грядущее, Как стрела пролетает настоящее, И стоит неподвижно прошедшее. Не ускоришь никаким нетерпением Ленивый шаг грядущего; Не остановишь ни страхом, ни сомнением Быстрый полёт настоящего; Когда же станет прошедшее, Ни раскаяньем уже, ни заклятием, Его с места не подвигнешь, не прогонишь ты.

Слайд 7

Снег идет, густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с

Снег идет, густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же
ленью той Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет, Или как слова в поэме?

Слайд 8

Перемен! Требуют наши сердца Перемен! Требуют наши глаза
В нашем смехе и в наших слезах и

Перемен! Требуют наши сердца Перемен! Требуют наши глаза В нашем смехе и
в пульсации вен Перемен! Мы ждём перемен!

Слайд 9

Высокое искусство не только отображает жизнь, оно, участвуя в жизни, ее меняет.

Высокое искусство не только отображает жизнь, оно, участвуя в жизни, ее меняет.
(И. Эренбург)
Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле. (Бертольд Брехт, немецкий драматург, поэт и прозаик) 

Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь. Федор Иванович Шаляпин

Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось. (Булат Окуджава)

Я хотел изменить мир, но понял: единственное, что точно могу изменить, — я сам. (Олдос Хаксли, английский писатель и философ)

Наша личность, строящаяся в каждый момент при помощи накоплен-
ного опыта, непрерывно меняется.(Анри Бергсон, французский философ, Лауреат Нобелевской премии по литературе 1927 года )

Слайд 10

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие

Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был –
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!

И наша жизнь стоит пред нами, Как призрак на краю земли, И с нашим веком и друзьями Бледнеет в сумрачной дали...
И новое, младое племя Меж тем на солнце расцвело, А нас, друзья, и наше время Давно забвеньем занесло!

Слайд 11

«Сегодня я – гений!».

«Двенадцать» - какие бы они ни были –

«Сегодня я – гений!». «Двенадцать» - какие бы они ни были –
это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью».
А. Блок (январь 1918 г.)

Слайд 12

Контрастность произведения

В январе 1918 года с Блоком произошло нечто такое, что он

Контрастность произведения В январе 1918 года с Блоком произошло нечто такое, что
сумел воплотить весь хаос, который окружал его – хаос революции, из которого, он полагал, должна родиться гармония будущего, и потому он благословил этот хаос и запечатлел его не только в словесном, но и в музыкальных образах своей поэмы..

Слайд 13

Контрастность произведения

Основа содержания поэмы −
«буря» в море жизни. Строя ее

Контрастность произведения Основа содержания поэмы − «буря» в море жизни. Строя ее

сюжет, Блок широко
использует прием контраста:
«Черный вечер./Белый
снег…», - резкое
противопоставление двух
миров – «черного» и «белого»,
старого и нового.

Слайд 14

Единство замысла и композиции

Внешне поэма построена в соответствии с названием:
она состоит

Единство замысла и композиции Внешне поэма построена в соответствии с названием: она
из двенадцати глав. Но если мы обратимся к
героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в
центре событий - 12 патрулирующих красноармейцев,
которые в заключении поэмы, следуя за Христом,
ассоциируются с 12-ю апостолами.

Слайд 15

Стилистика, жанровое своеобразие поэмы

«Двенадцать» - эпическая
поэма, как будто составленная
из отдельных

Стилистика, жанровое своеобразие поэмы «Двенадцать» - эпическая поэма, как будто составленная из
зарисовок,
картинок с натуры, быстро
сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность
сюжета, выразительность
эпизодов, из которых
складывается поэма, передают
неразбериху, которая царила и на
улицах, и в умах.

Слайд 16

«…почему Христос?»

«Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной

«…почему Христос?» «Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры,
веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов).

Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а как народного, незамутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде.
«Когда я закончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожа­лению, Христос». Что Христос идет перед ними - несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» - писал сам Блок.

Слайд 17


Тревогой за судьбы мира, страны, народа продиктован роман “Мы”, написанный 1920

Тревогой за судьбы мира, страны, народа продиктован роман “Мы”, написанный 1920 –
– 1921 гг.,
впервые опубликованный в 1924 году Нью-Йорке на английском языке, там же в 1952 г. – на русском.
В нашей стране роман увидел свет лишь 1988 г. в журнале “Знамя” № 4, 5.

Слайд 18

«Мы» — роман-антиутопия с элементами сатиры.
Действие разворачивается в тридцать втором веке.

«Мы» — роман-антиутопия с элементами сатиры. Действие разворачивается в тридцать втором веке.
Роман описывает общество жесткого контроля над личностью, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем».

Слайд 19

. Роман Замятина содержит предупреждение относительно опасностей, подстерегающих человека социально-технократической эпохи ХХ

. Роман Замятина содержит предупреждение относительно опасностей, подстерегающих человека социально-технократической эпохи ХХ
века. Писатель призывал современников к бдительности: растоптав индивидуальное начало человека (“я”), посредством чрезмерного развития социального начала (“мы”), технократически отделив себя от всей остальной Природы и Космоса, человек скорее деградирует, чем обретает истину существования.

Слайд 20

Евгений Замятин изображает борьбу между внутренними стремлениями человеческого духа, проецируя её на

Евгений Замятин изображает борьбу между внутренними стремлениями человеческого духа, проецируя её на
евангельский сюжет.
В романе 40 записей. 40 - число сакральное: сорок дней продолжалось искушение Христа в пустыне, сорок дней продолжается Великий пост накануне Пасхи, сорок дней не покидает душа умершего землю - столько времени требуется для перехода из состояния земного в астральное. Сорок дней в судьбе Христа - это история преодоления им сил земного притяжения.
Сорок дней в истории Д - 503 – история
обретения и утраты им живой души, своего
«я», история его окончательного уподобления
машине. Все нумера, которым удаляют
фантазию, воображение, становятся не бого-,
а машиноравными. Введение библейского
сюжета подчёркивает трагическое восприятие
Замятиным возможности духовного
воскрешения личности.

Слайд 21

Личности в романе нет. Люди потеряли свое имя, свое “я”, и произошло

Личности в романе нет. Люди потеряли свое имя, свое “я”, и произошло
страшное — они стали... “нумерами”. Есть О-90, Д-503 и другие. Нет людей. И в этом символ обезличенности, полного уничтожения индивидуальности. Жизнь в таком государстве подчинена Часовой Скрижали, предписывающей, когда всем одновременно спать, когда работать или отдыхать.

Слайд 23

Лозунги единого государства
Единственное средство избавить человека от преступлений – избавить его

Лозунги единого государства Единственное средство избавить человека от преступлений – избавить его
от свободы
Великая сила логики очищает всё, чего бы она ни коснулась
Быть оригинальным – это нарушить равенство
Сны – это серьёзная психологическая болезнь
Нами введены в русло все стихии – никаких катастроф не может быть

Слайд 24

Автор уже в 1920 году сумел предсказать глобальные катастрофы XX века. Главный

Автор уже в 1920 году сумел предсказать глобальные катастрофы XX века. Главный
вопрос, который он поставил в своем произведении: выстоит ли человек перед все усиливающимся насилием над его совестью, душой, волей? В конце романа писатель оставляет нам надежду: I-330 не сдается до самого конца, Д-503 прооперирован насильно, О-90 уходит за Зеленую Стену.
Счастье без свободы – или свобода без счастья”? - об этом размышляют герои романа Е.Замятина “Мы”.

Слайд 25

Мы несметные, грозные легионы Труда.
Мы победители пространства морей, океанов, суши… Все

Мы несметные, грозные легионы Труда. Мы победители пространства морей, океанов, суши… Все
– мы, во всём – мы, мы пламень и свет побеждающий,
Сами себе Божество, и Судья, и Закон. (В.Кириллов)
«Единица! Кому она нужна?.. Единица – вздор, единица –ноль…»
«Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слёзы из глаз» (В.Маяковский)
«Мы очищаем место бою стальных машин, где дышит интеграл, с монгольскою дикою ордою!» (А.Блок)

Слайд 26

В окружающей себя действительности писатель увидел тенденцию к всеобщему уравниванию, обесцениванию человеческой

В окружающей себя действительности писатель увидел тенденцию к всеобщему уравниванию, обесцениванию человеческой
личности. Е. Замятин создает пророческую книгу, в которой рисует модель “нежелательного” будущего – антиутопию.

Слайд 27

Анна Ахматова
«Реквием»

Анна Ахматова «Реквием»