Цезарь Антонович Кюи (1835-1918)

Содержание

Слайд 2

Своей критической деятельностью способствовал утверждению прогрессивных идейно-художественных принципов «Могучей кучки», раскрытию

Своей критической деятельностью способствовал утверждению прогрессивных идейно-художественных принципов «Могучей кучки», раскрытию исторического
исторического значения творчества М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, пропаганде творческих начинаний А.П.Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова.

Слайд 3

В роли критика он часто публиковал разгромные статьи на творчество Чайковского. Опера

В роли критика он часто публиковал разгромные статьи на творчество Чайковского. Опера
Кюи «Вильям Ратклифф» (по Г.Гейне, 1869, Мариинский театр, Петербург) отразила прогрессивные эстетические установки «Могучей кучки». Вместе с тем ей присущи романтическая условность, ходульность образов, свойственные творчеству Кюи и в дальнейшем.

Слайд 4

Обширно творческое наследие композитора: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859),

Обширно творческое наследие композитора: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859),
«Анджело» (по В.Гюго, 1875), «Сарацин» (по А.Дюма-отцу, 1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепьяно., скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли. Наибольший интерес представляют романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» 

Слайд 5

Систематическая музыкально -критическая деятельность Кюи продолжалась до начала 1900-х гг., но уже

Систематическая музыкально -критическая деятельность Кюи продолжалась до начала 1900-х гг., но уже
со 2-й половины 70-х гг. 19 в. во взглядах Кюи наметились черты ограниченности и консерватизма. Труды по фортификации.

Слайд 6

Кюи - автор капитальных научных трудов по фортификации, создал курс фортификации, который

Кюи - автор капитальных научных трудов по фортификации, создал курс фортификации, который
читал в Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской академиях и в Академии Генштаба. Первым среди русских военных инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях.

Слайд 7

Но и о занятиях музыкой и музыкальной критикой Кюи не забывал, вел

Но и о занятиях музыкой и музыкальной критикой Кюи не забывал, вел
активную общественную работу. В 1896-1904 годах Кюи состоял председателем петербургского отделения, а в 1904 году был избран почетным членом Императорского Русского Музыкального Общества. Он состоял членом Бельгийской королевской академии, "The Manuscript Society" в Нью-Йорке, корреспондентом Французской Академии изящных искусств, Института Франции (с 1894) и других ученых и артистических кружков. 

Слайд 8

После Октябрьской Революции Ц.А. Кюи перешел на сторону Советской власти. Он даже

После Октябрьской Революции Ц.А. Кюи перешел на сторону Советской власти. Он даже
вступил в РККА, продолжая оставаться профессором трех военных академий. Правда, при новой власти он прожил совсем недолго.

Слайд 9

Илья Репин. Портрет Ц. Кюи

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Илья Репин. Портрет Ц. Кюи Государственная Третьяковская галерея, Москва