Уханов Иван Сергеевич

Слайд 2

Знакомство с биографией писателя

Иван Сергеевич Уханов родился в 1938 году в селе

Знакомство с биографией писателя Иван Сергеевич Уханов родился в 1938 году в
Дордаково Горьковской области в крестьянской семье. УХАНОВ Иван Сергеевич (20 VIII 1938, Горьковская обл.) - писатель. После службы в армии работал на стройке и на заводе, после чего, окончив Оренбургский пединститут, несколько лет был корреспондентом областной газеты "Южный Урал". Первые его рассказы появились в 1964 на страницах местной периодики. Автор книг "Небо детства", "Завтра все будет иначе", "Оренбургский пуховый платок", "Окалина", "Обелиск", "Играл духовой оркестр", "Вьюга в городе" и др. В серии ЖЗЛ вышла его книга "Рычков". Лауреат премии Ленинского комсомола. С 1981 живет в Москве.

Слайд 3

Мне платок подарили пуховый,
Оренбургский пуховый платок.
Он согреет, как теплое слово,
Даст мне силы,

Мне платок подарили пуховый, Оренбургский пуховый платок. Он согреет, как теплое слово,
как влаги глоток.
Этот пух, оренбургские козы
Нарастили в степях среди гор,
Где гуляют ветра и морозы,
Чтоб сплела мастерица узор.
Чтоб тончайшую нить отбелила,
Расчесала искусной рукой,
Людям сердце свое подарила,
И тепло, и уют, и покой…….    (Выскубова Л.В.)

Слайд 8

Оренбургский пуховый платок - это неотъемлемая часть русской души, как русская тройка

Оренбургский пуховый платок - это неотъемлемая часть русской души, как русская тройка
или русская песня, это история русской культуры, обрядов и традиций, это память человеческого сердца. Сведения об изделиях из козьего пуха начали появляться еще в конце XVII века, когда русские вступили в торговые отношения с кочевым населением. Одним из первых ученых, заинтересовавшимся козами и предложившим наладить в крае пуховязальный промысел, был Петр Иванович Рычков.
Оренбургских казаков заинтересовала одежда кочевых калмыков и киргиз-кайсаков, которые во время ярмарок пригоняли на продажу скот и привозили кое-какие продовольственные товары. В лютую стужу и трескучий мороз, когда даже тулуп плохо держал тепло, калмыки-степняки гарцевали на своих низкорослых лошадках в легкой с виду одежде из козьих шкур и войлока. Дивились казаки тому до той поры, пока не обнаружили, что под легкими шубейками у скотоводов-степняков тёплые поддевки — телогрейки и шарфы, связанные из мягкого пуха. Изделия из пуха предприимчивые казаки стали выменивать на табак и чай.
Кто и когда придумал чесать коз и вязать из пуха вещи никто не знает, потому что и деды их, и прадеды коз чесали с той привычкой и необходимостью, с какой пили кумыс и пасли коз.

Слайд 9

У кочевых калмыков и киргиз-кайсаков вязка была сплошной («глухой»). Оренбургские же казачки,

У кочевых калмыков и киргиз-кайсаков вязка была сплошной («глухой»). Оренбургские же казачки,
знавшие кружево и вышивание, стали использовать в вязке мотивы богатой Уральской природы. Под тихий треск лучин длинными зимними вечерами вязали они нежные шали и тонкие, как паутинки, белоснежные ажурные платки. Особо удачные — белые ажурные «паутинки», было решено показать в самой столице. 20 января 1770 года заседание Всероссийского вольного экономического общества, подивившись прекрасным изделиям, выразило мастерицам благодарность, а Алену Денисьевну Рычкову (жену Петра Ивановича Рычкова) наградило золотой медалью. Особенно удачный платок (который помнят и по сей день) связала талантливая мастерица Настасья Яковлевна Шепкова. Ее платок был 5 аршин в длину и 5 аршин в ширину (3,5 м), к тому же он не только в золотое кольцо прошел, но и уместился в скорлупу гусиного яйца.
Число пуховязальщиц в губернии быстро росло. И к концу прошлого века их насчитывалось свыше 4 тысяч.