В каждом должна быть доброта, а иначе… Урок словесности. 7 класс

Содержание

Слайд 2

Из истории литературы

Первая половина XIX века. Н.А.Некрасов, стихотворение «До сумерек»
Под жестокой

Из истории литературы Первая половина XIX века. Н.А.Некрасов, стихотворение «До сумерек» Под
рукой человека
Чуть жива, безобразно тоща,
Надрывается лошадь-калека,
Непосильную ношу влача
«Ну!» - погонщик полено схватил
(показалось кнута ему мало)
И уж бил ее, бил ее, бил!

Сцена избиения трудовой лошади лежит в основе данного стихотворения Некрасова.
Вокруг собирается толпа. И что же?!
Это праздных прохожих смешило,
Каждый вставил словечко свое…
Вся собравшаяся толпа осталась равнодушна, никто не помог бедной лошади.

Слайд 3

Вторая половина XIX века. Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание», второй сон

Вторая половина XIX века. Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание», второй сон
Раскольникова:
« …в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка, одна из тех, которые… надрываются
иной раз с высоким каким-нибудь возом дров или сена, особенно коли воз застрянет в грязи или в колее, и при этом их так больно,
так больно бьют всегда мужики кнутами, иной раз даже по самой морде и по глазам…»

Вновь описывается сцена избиения трудовой лошади, жестокого отношения к живому существу.
Вновь вокруг собирается толпа.
«- Добивай! – кричит Миколка…
- Доконал! – кричат в толпе.
- А зачем вскачь не шла!
- Мое добро! – кричит Миколка…
- Ну впрямь, знать, креста на тебе нет! – кричат из толпы».
В романе среди прохожих звучат упреки, но вновь никто не вступился за бедное существо.

Слайд 4

Я люблю зверье.
               Увидишь собачонку -
тут у булочной одна -
                    сплошная плешь,-
из

Я люблю зверье. Увидишь собачонку - тут у булочной одна - сплошная
себя
       и то готов достать печенку.
Мне не жалко, дорогая,
                    ешь!

Маяковский и животные

Слайд 5

Летом можно было есть на веранде, и у них был сад, который

Летом можно было есть на веранде, и у них был сад, который
позволял бильярдистам легко передвигаться вокруг, но зимой и по воскресеньями, когда наведывалась огромная толпа друзей, между миской супа и наклонённым игроком не было и миллиметра пространства,  особенно если этим игроком был Маяковский! Кошке было некуда деться, и она сворачивалась калачиком на рояле. Ближе к вечеру сторожевой пёс по кличке Шарик присоединялся к общей массе - ночью его выпускали сторожить дом. Он несся как безумный вокруг дома, лапами едва касаясь земли, и исчезал, прежде чем кто-либо мог успеть сообразить, что это за рыжий клубок. Животные всегда были на почетном месте в доме Лили и Маяковского. Так же как и в его поэзии - он посвящал им целые поэмы.

Из воспоминаний Эльзы Триоле

Слайд 6

Из истории создания стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Однажды В.В.Маяковский стал свидетелем

Из истории создания стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» Однажды В.В.Маяковский стал
уличного происшествия, нередкого
в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую.
9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь»
№ 8 было напечатано стихотворение В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

В том же номере газеты был напечатан очерк М.Горького «Лошадь, истощенная
трудом и голодом, упала. Лошадь плачет, вялые веки судорожно выжимают из
мутных глаз большие, грязноватые слезы. Её окружает
толпа угрюмых людей, которым, видимо, некуда спешить: они говорят о том,
что лошадь стара,
воз нагружен не по силам ей, извозчик, присев на тумбу, рассказывает о дороговизне
корма и пророчит: «Скоро все поумираем от бескормицы. И люди тоже».

Слайд 7


Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.
Круп – часть

Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь. Круп – часть туловища
туловища лошади от спины до хвоста.
Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве.
Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».
Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».
Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».
Стойло – отгороженное в конюшне место для одной лошади и иной скотины

Словарная работа

Слайд 8

Фабула стих-ия.
Городская улица. Падает лошадь.
Собралась вокруг толпа. Смеется.
Подошел человек (лирический герой) к

Фабула стих-ия. Городская улица. Падает лошадь. Собралась вокруг толпа. Смеется. Подошел человек
упавшей лошади.
Лошадь плачет.
Человек произносит слова сочувствия, поддержки.
Лошадь поднимается.

Слайд 9

Били копыта, Пели будто: - Гриб. Грабь. Гроб. Груб.-

Били копыта, Пели будто: - Гриб. Грабь. Гроб. Груб.-

Слайд 10

Пообразный анализ стихотворения

1. Маяковский использовал звукопись - звукоподражание, которая, во-первых, воссоздает цокот

Пообразный анализ стихотворения 1. Маяковский использовал звукопись - звукоподражание, которая, во-первых, воссоздает
копыт, во-вторых, атмосферу опасности: грабежа, насилия; усиливает эмоциональное воздействие на чувства читателя.

2. Автор применил эпитеты: рыжий, веселая, отражающие эмоциональное состояние животного; стилистические глаголы движения: рванулась, встала, ржанула, пошла, помахивая, прищла, стала, стоило жить, работать стоило, создающие динамику жизни, эмоциональный подъем, положительное начало, оптимизм

Метафоры:
улица – ветром опита, льдом обута, улица скользила;
толпа – смеялся Кузнецкий, штаны пришедшие Кузнецким клешить.

Слайд 11

Воссоздание первоначально образа бедного, измученного, несчастного животного. В финале – измененный образ

Воссоздание первоначально образа бедного, измученного, несчастного животного. В финале – измененный образ
лошади, почувствовавшей себя жеребенком рыжим.

Создается обобщенный образ грубой безликой толпы.

Слова поддержки, ободрения, сочувствия. И это подтверждает финальная сцена. В нашем сложном мире, по мнению Маяковского, необходимо внимание к живым существам, которые нуждаются в любви и заботе. Речь идет о природной доброте человека, его гуманистическом характере.

Слайд 13

В стихотворении В.В.Маяковского создается несколько художественно-поэтических образов: толпы зевак, лошади, лирического героя

В стихотворении В.В.Маяковского создается несколько художественно-поэтических образов: толпы зевак, лошади, лирического героя
–прохожего. Грустное чувство вызывает упавшая лошадь, но еще более тоскливое впечатление возникает при взгляде на очерствевших людей.
Оказывается, что лошадь – это гораздо более умное и доброе существо, чем человек. Это мнение подчеркивает и взгляд на плачущие глаза лошади.
Лирический герой, единственный из всей толпы, утешает, поддерживает лошадь, сочувствует ей.
Так Маяковский показал, что доброта – великая сила.

Слайд 14

Сюжет физической метаморфозы
1.Психическое состояние героя:

«искусан злобой», «злюсь как собака», «нервы должно быть»,

Сюжет физической метаморфозы 1.Психическое состояние героя: «искусан злобой», «злюсь как собака», «нервы
«не успокоился ни на ком»

2.Изменение пространства:

«выйду погуляю», «на улице», «я не заметил в бешеном скаче»

3. Изменения в физическом состоянии героя:

« а у меня из-под губы – клык», «а у меня из-под пиджака развеерился хвостище»

Слайд 15

4.Трасформация социальных отношений:

«надо ответить, не могу», «один заорал», «смяли старушку», «она кричала

4.Трасформация социальных отношений: «надо ответить, не могу», «один заорал», «смяли старушку», «она
про черта», «толпа огромная, злая»

5.Полная трансформация:

«стал на четвереньки и залаял: гав! Гав!»

Имя файла: В-каждом-должна-быть-доброта,-а-иначе…-Урок-словесности.-7-класс.pptx
Количество просмотров: 23
Количество скачиваний: 0