Век нынешний и век минувший в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума

Слайд 2

Что означают понятия «век минувший» и «век нынешний»?
Какие черты «века минувшего»

Что означают понятия «век минувший» и «век нынешний»? Какие черты «века минувшего»
раскрыты в монологах Чацкого и Фамусова во II действии комедии?

Слайд 3

Идеологи, выразители взглядов своего века – Чацкий и Фамусов. Исторический рубеж между "веком

Идеологи, выразители взглядов своего века – Чацкий и Фамусов. Исторический рубеж между
нынешним" и "веком минувшим" – война 1812 года.

То есть именно после войны в обществе сложились два политических лагеря: лагерь передовой дворянской молодёжи и консервативный феодально-крепостнический лагерь. Их столкновение воплотилось в конфликте между "веком нынешним" и "веком минувшим" в "Горе от ума".

Слайд 15

Как вы думаете, есть ли победившие в споре между "веком нынешним" и

Как вы думаете, есть ли победившие в споре между "веком нынешним" и
"веком минувшим"?

Чацкий не побеждает в споре. Но и фамусовское общество не берёт верх: оно не имеет будущего.
Итак, Чацкий не герой, и вовсе не стремится им стать. Он страдает от одиночества, чувствует свою общественную невостребованность, ведь он человек активный, деятельный по натуре, переполненный романтических чувств и порывов.

Слайд 16

Чацкий

Несомненно, что в образе Чацкого отразились подлинные черты характера и воззрений самого

Чацкий Несомненно, что в образе Чацкого отразились подлинные черты характера и воззрений
Грибоедова, каким он рисуется в его переписке и в воспоминаниях современников: горячий, порывистый, подчас резкий и независимый. В речи Чацкого Грибоедов вложил всё лучшее, что сам думал и чувствовал. Можно с несомненностью сказать, что взгляды Чацкого на бюрократию, жестокости крепостного права, подражание иноземцам и т. п. — подлинные взгляды поэта.

Слайд 17

Сделаем выводы

Грибоедов как мыслитель и художник был глубоко верен правде жизни, потому,

Сделаем выводы Грибоедов как мыслитель и художник был глубоко верен правде жизни,
что он стоял на уровне самых прогрессивных идей века, потому, что он постиг существо и характер наиболее важных социальных противоречий своего времени.
Он сам с исчерпывающей полнотой охарактеризовал своё умонастроение в двух строках:
По духу времени и вкусу
Он ненавидел слово «раб»...
Ненависть к рабству – социальному и духовному – владела Грибоедовым с юных лет. Его характер, мировоззрение, взгляды и вкусы сформировались под решающим воздействием самой русской действительности и в тесном, непосредственном общении с наиболее прогрессивными общественными силами эпохи.
Есть основания предполагать, что Грибоедов не только идейно, но и организационно был связан с революционным подпольем своего времени и, может быть, состоял членом тайного Северного общества.
Он вынужден был служить тому миру, который не вызывал у него никаких чувств, кроме презрения и ненависти. В этом мире задавали тон люди совершенно иной психологии, иного поведения. Грибоедову среди них было явно не по себе.