Взаимодействие музыки и литературы в творчестве А. Белого

Содержание

Слайд 2

Биографическая справка

Борис Николаевич Бугаев (Андрей Белый)
Годы жизни: 1880 - 1934
Влияние: М.С. Соловьев,

Биографическая справка Борис Николаевич Бугаев (Андрей Белый) Годы жизни: 1880 - 1934
В.Я. Брюсов, Д.С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок и др.
Основные произведения: Северная симфония (героическая) (1900), Симфония драматическая (1902), Возврат.III симфония (1905), Кубок метелей.Четвертая симфония (1908), сборники стихов “Пепел” (1909), романы “Серебряный голубь” (1910), “Петербург” (1913-1914), книга стихов “Королевна и рыцари” (1919)

Слайд 3

Биографическая справка

В 1901 сдает в печать «Симфонию (2-ю, драматическую)». Тогда же

Биографическая справка В 1901 сдает в печать «Симфонию (2-ю, драматическую)». Тогда же
М. С. Соловьев придумывает ему псевдоним «Андрей Белый». Литературный жанр «симфонии», созданный писателем, сразу продемонстрировал ряд существенных черт его творческого метода: тяготение к синтезу слова и музыки, ритмизация прозы, перенесение структурных законов музыкальной формы в словесные композиции, соединение планов вечности и современности.

Слайд 4

“Симфонии” Белого: признаки жанра

Симфонии Белого написаны в виде циклов
Жанровые признаки частей: в

“Симфонии” Белого: признаки жанра Симфонии Белого написаны в виде циклов Жанровые признаки
первой части основная коллизия, вторая или третья части являются медленными, далее скерцо (в которой происходит кульминация)
Для финалов характерно “собирание” основных лейтмотивов
Обязательное мистическое просветление в конце

Слайд 5

Основные особенности внутреннего строения частей

постепенные переходы
тождество внутренней природы вещей и явлений
ни один

Основные особенности внутреннего строения частей постепенные переходы тождество внутренней природы вещей и
элемент не воспринимается как независимый среди остальных

Слайд 6

Контрапункт

«Только музыке доступно такое коренное преобразование, такая радикальная метаморфоза черного в белое,

Контрапункт «Только музыке доступно такое коренное преобразование, такая радикальная метаморфоза черного в
крови и конвульсий — в тягу к цветам и звездам, воздуху и свету» В. Г. Картыгин
Контрапункт – совместное, одновременное проведение двух или более тем (мелодий), ранее звучавших порознь.
В «контрапунктической» технике А. Белого сошлись музыка (контрапункт) и математика (комбинаторика).
Комбинаторика - раздел математики, который изучает задачи выбора и расположения элементов из некоторого основного множества в соответствии с заданными правилами.
Поэзия — род искусства, обладающий выраженной тягой ко всякого рода перестановкам повторяемых единиц.

Слайд 7

Повторение фрагмента

«Когда было, тогда будет, когда будет, тогда есть. Есть, было и будет. Но

Повторение фрагмента «Когда было, тогда будет, когда будет, тогда есть. Есть, было
мир смерть забудет» А. Белый «Кубок метелей» Поставив буквенную систему вертикально мы получаем фигуру четверного контрапункта

Слайд 8

Глава город «Кубок метелей»

Глава город «Кубок метелей»

Слайд 9

Контрапунктическое соединение двух тем

 Сначала, как и в музыкальном произведении, две темы звучат

Контрапунктическое соединение двух тем Сначала, как и в музыкальном произведении, две темы
обособленно, самостоятельно, а затем Белый соединяет их в одном образе или ситуации.
В “Северной симфонии” соединяются темы зари и вечности, безвременья и вечности, зари и безвременья, зари и безумия.
“Зацветающий ветр”связан с остальными главами симфонии. Тема А - тема А воскресения. Зерном темы “В” является тема смерти. Тема “С” – тема возвращения: “И совьется золотое время”.

Слайд 10

Функции контрапункта в тексте

Служит достижению стереоскопического эффекта, созданию полифонии
Способствует созданию иллюзии

Функции контрапункта в тексте Служит достижению стереоскопического эффекта, созданию полифонии Способствует созданию
объемности пространства художественного текста,
Динамизации повествования.
Образы меняются на глазах, происходит постоянное их слияние, на смену которому тут же приходит их разделение. Сходству образов на одних уровнях текста сопутствует противопоставление на других.

Слайд 11

Принцип симфонизма в творчестве А. Белого

«„Симфонии“ Андрея Белого есть попытка устранить все

Принцип симфонизма в творчестве А. Белого «„Симфонии“ Андрея Белого есть попытка устранить
возмущающие причины и дать речи выкристаллизоваться в свободной среде, дать возможность для молекулярных сил языка идти по их естественным путям и сложить организованное изнутри целое, а не аморфную массу» - П. Флоренский

Слайд 12

Основные проведения первого мотива (а):
Кто-то, знакомый, протянул сияющий одуванчик. <...>
Все затянулось пушистыми

Основные проведения первого мотива (а): Кто-то, знакомый, протянул сияющий одуванчик. Все затянулось
перьями блеска, и перья, ластясь, почили на стеклах домов. <...>
Кто-то, знакомый, сидел в конке. Пунсовый фонарь, отражаясь, дробился в тающем снеге. <...>
Кто-то, все тот же, кутила и пьяница, осыпал руки лакея серебряными, ледяными рублями: все проструилось в метель из его кошелька, и метельные деньги блистали у фонарей. <...>
Кто-то, все тот же, банкир и скряга, подставлял в метель свой мешок: все насыпалось туда метельными рублями, серебром, гудящим о крыши, вывески, фонари.

Слайд 13

Основные проведения второго мотива (в):
Тень конки, неизменно вырастая, падала на дома, переламывалась,

Основные проведения второго мотива (в): Тень конки, неизменно вырастая, падала на дома,
удлинялась и ускользала. <...>
Отражение мчалось на лужах, на рельсах впереди конки; чертило камни пунсовым блеском, дробилось и пропадало. <...>
Толпы учащихся, с лекций выбегая, дробились вдоль улиц, бросали в метель свои книжные знания, глупели и оснежались.

Слайд 14

Сопоставляемые ряды (а) и (в) объединены между собой общими словами: «дом», «конка»,

Сопоставляемые ряды (а) и (в) объединены между собой общими словами: «дом», «конка»,
«отражаться» («отражение»), «дробиться», «рассыпаться» («насыпаться»).

Слайд 15

«Мифосимфонические тождества» и сонатная форма у Белого

Симфонизм как форма организации текста подразумевал

«Мифосимфонические тождества» и сонатная форма у Белого Симфонизм как форма организации текста
также сонатную форму.
Она встречается не только в художественных произведениях, но и в статьях.
Трудно определить присутствие того или иного прототипа, т.к. очертания музыкальной формы чаще всего скрыты.
Устремляясь к музыке писатель с неизбежностью приходит к мифу.
«тождество внутренней природы вещей и явлений, повидимому вполне разнородных»

Слайд 16

Музыкальные свойства литературного произведения - носители мифологического начала

По Леви-Стросу
Система оппозиций
Временная организация
Пространственная организация:

Музыкальные свойства литературного произведения - носители мифологического начала По Леви-Стросу Система оппозиций
единство вертикали и горизонтали
Отношения трансформации и тождества
В его концепции с мифом соотнесена прежде всего музыка «эпохи великих музыкальных стилей»!!!

Слайд 17

Музыка «эпохи великих музыкальных стилей» заново открыла «структуры, уже существовавшие на уровне

Музыка «эпохи великих музыкальных стилей» заново открыла «структуры, уже существовавшие на уровне
мифа».

Одним из важнейших образцов для Белого были «мифосимфонические тождества Вагнера
Мифотворчество, как результат следования литературы по музыкальному пути.

Слайд 18

Триединство мифа, музыки и слова

Чем музыкальнее произведение литературы, тем оно мифологичнее.
«если хотя

Триединство мифа, музыки и слова Чем музыкальнее произведение литературы, тем оно мифологичнее.
бы условно выделить в триединстве словесный, музыкальный и мифологический уровни, представив их в виде геологических слоев, то музыка, совсем как в теоретических построениях Белого, окажется в самой глубине»

Слайд 19

2-ая «симфония»

Временная структура: циклическое время.
«внутренняя тождественность внешне различных явлений» : Последовательный

2-ая «симфония» Временная структура: циклическое время. «внутренняя тождественность внешне различных явлений» :
ряд трансформаций и отождествлений представляют собой женские образы «симфонии» — модификации единого ОНА.
Общие границы формы: Первый дневной цикл напоминает первую экспозицию, второй день, очень похожий на первый, — повтор экспозиции. Третья, последняя ночь — переход к репризе.
Повторяемость событий подчеркивается специальными указаниями: «Снова...», «И опять...». С не меньшей тщательностью фиксируется одновременность событий: «В тот час...», «В тот самый момент...». Так возникают полифонические наслоения, позволяющие представить «партитуру» происходящего

Слайд 20

Полифонические напластования подтверждают общую способность мифологических текстов к преобразованиям горизонтали в вертикаль

Полифонические напластования подтверждают общую способность мифологических текстов к преобразованиям горизонтали в вертикаль