Художественные особенности в лирике М.Ю.Лермонтова.

Содержание

Слайд 2

План:

1) Словарь
2) Анализ стихотворений
3)Духовный дневник

План: 1) Словарь 2) Анализ стихотворений 3)Духовный дневник

Слайд 3

Словарь :

1. Психологический роман — разновидность романа, ставящая своей целью показ «внутреннего человека»

Словарь : 1. Психологический роман — разновидность романа, ставящая своей целью показ
и «диалектики души». В своей классической форме выступил в XIX веке преимущественно в русской и французской литературе. В XX веке его влияние распространилось на всю мировую литературу. Психологическим романом в творчестве Лермонтова является «Герои нашего времени».

Слайд 4

2. Петербургские повести — общее название ряда повестей, написанных Николаем Васильевичем Гоголем, и название сборника,

2. Петербургские повести — общее название ряда повестей, написанных Николаем Васильевичем Гоголем,
из них составленного. Объединены общим местом действия — Санкт-Петербургом 1830-1840-х годов.
3. Кольцевая композиция — это повторение в конце произведения какого-то элемента из его начала.

Слайд 5

4. Тема (греч. thema, буквально «то, что положено в основу») — предмет (суть) какого-либо рассуждения или

4. Тема (греч. thema, буквально «то, что положено в основу») — предмет
изложения.
5. Мотив — простейшая составная часть сюжета.
6. Лирический герой — субъект высказывания в лирическом произведении, своего рода персонаж лирики.

Слайд 6

.
7)Дружеское послание — один из самых распространенных в первой трети XIX в. жанров лирики. Это

. 7)Дружеское послание — один из самых распространенных в первой трети XIX
вариация древнего жанра послания. В дружеских посланиях много бытовых деталей, шуток, намеков, вполне понятных адресатам этих стихотворений и требующих комментария для посторонних читателей. Жанр дружеского стихотворного послания был частью литературного быта, кружкового общения поэтов. Посланиями обменивались многие в 1810-е — 1830-е гг.: А.С.Пушкин, П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский. Этот жанр оказался актуальным и для поэтов «серебряного века».

Слайд 7

8)Любовное письмо(послание) — письмо, основным предметом которой является любовь. Любовная переписка может быть как между мужчиной и женщиной.

8)Любовное письмо(послание) — письмо, основным предметом которой является любовь. Любовная переписка может
Любовными письмами обменивались некоторые известные исторические личности. Любовное письмо является важной частью сюжета многих литературных произведений. Одним из примеров любовного послания является стихотворения М.Ю.Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю».

Слайд 8

9)Молитва — обращение верующего к Богу, богам, другим сверхъестественным или ассоциированным с Богом

9)Молитва — обращение верующего к Богу, богам, другим сверхъестественным или ассоциированным с
существам, а также канонизированный текст этого обращения .Молитва часто принимает вид поклонения, восхваления, просьбы или просто изложения своих мыслей. Молитва также часто принимает формы обряда .Примером молитвы является стихотворения «Я, матерь божия, ныне с молитвою…».

Слайд 9

Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова:

На фоне глубокой внутренней борьбы между двумя противоположными стихиями

Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова: На фоне глубокой внутренней борьбы между двумя противоположными
— небом и землей, переход от безусловного признания приоритета первого над вторым через осмысление их равноправности, к радостному ощущению возможности их примирения, их слияния, синтеза между ними, — таков был тяжелый путь жизни и творчества М.Ю.Лермонтова.

1)«Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.»

Слайд 10

Старая болезнь духа сказывается также в том, что он вновь возвращается к

Старая болезнь духа сказывается также в том, что он вновь возвращается к
"Демону", пишет свой последний, пятый очерк, в котором опять ставит с прежней остротой прежнюю проблему о назначении жизни, об отношении человека к Богу, земли к небу. Здесь Лермонтов уже окончательно сливается со своим демоном, сделав его похожим "на вечер ясный: ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет". Следы тяжелых настроений заметны и в "Сказке для детей", и в "Беглеце", и в прекрасном по своей безыскусное™ "Валерике", рисующем картины военной походной жизни, и в пророческом "Сне", в котором он предугадал свой преждевременный конец. И все-таки это не более как отзвучия, еще резче подчеркивающие основную тенденцию его творчества: "У Бога счастья не прошу и молча зло переношу".
Оттого и пугают его те "сумерки души, когда предмет желаний мрачен, меж радостью и горем полусвет"; когда жизнь ненавистна, и смерть страшна. И с первых же годов творчества, одновременно и параллельно с этими небесными звуками, звучат звуки страстные, земные, грешные, и в них чувствуется гораздо больше глубины, силы напряжения.

Слайд 11

2) «Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о

2) «Я, матерь божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием,
спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную.
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.»

Строится как монолог лирического героя — мольба о счастье любимой женщины, о ее душе (вероятно, что в стих. речь идет о В. А. Лопухиной). В ходе монолога вырисовываются три образа: божьей матери, лирич. героя и той, о к-рой он молится. В общем контексте лермонт. лирики существенно, что внутр. драма героя, одинокого странника с «пустынной душой», отодвинута на второй план, а на первый выступает образ героини — ее нравств. чистота и беззащитность перед враждебными силами «мира холодного». Мольба за нее освещает с новой стороны образ самого героя: трагедия духовного одиночества не разрушила его глубокого участия и заинтересованности в судьбе другого человека. «Молитва» проникнута интонацией просветленной грусти, связанной с особым преломлением в этом стих. религиозных мотивов: существование «незлобного сердца», родной души заставляет героя вспомнить о другом, светлом «мире упования», в к-ром «теплая заступница» охраняет весь жизненный путь «достойной души» и ангелы осеняют ее на пороге смерти.

Слайд 12

Ранняя лирика Лермонтова, содержащая немало философских размышлений и поисков своего места и

Ранняя лирика Лермонтова, содержащая немало философских размышлений и поисков своего места и
предназначения, во многом напоминает поэтический дневник. В ней раскрывается интенсивная духовная жизнь, работа мысли, сопровождаемая глубоким чувством, стремление к познанию окружающего мира и своего места в нем. Жажда познания и активного действия приводит Лермонтова к необычайно ранней постановке серьезных философских проблем.

Лирика Лермонтова, как духоный дневник:

Слайд 13

Вместе с тем герой отвергает традиц. формы обращения к богу с молитвой

Вместе с тем герой отвергает традиц. формы обращения к богу с молитвой
о себе («Не о спасении, не перед битвою, / Не с благодарностью иль покаянием, / Не за свою молю душу пустынную»), как бы заведомо зная, что благодать не коснется его собственной «пустынной души». Л. ввел стих. в текст письма М. А. Лопухиной от 15 февраля 1838 под названием «Молитва странника»: «В завершение моего письма я посылаю вам стихотворение, которое я нашел случайно в ворохе своих путевых бумаг и которое мне в какой-то степени понравилось, потому что я его забыл — но это вовсе ничего не доказывает» .
Имя файла: Художественные-особенности-в-лирике-М.Ю.Лермонтова..pptx
Количество просмотров: 710
Количество скачиваний: 4