Ян Циккер

Содержание

Слайд 2

Краткая информация

С 1939 года преподавал в Братиславской косерватории, с 1951 года — в Высшей школе музыкального искусства в Братиславе. Председатель

Краткая информация С 1939 года преподавал в Братиславской косерватории, с 1951 года
национального Музыкального совета ЧЧССР.
Современные приёмы письма сочетал с мелодикой национального музыкального фольклора.
С 1949 активно сотрудничал в союзах чехословацкой и словенской композиторов. Был заместителем председателя слов. Союза по охране авторских прав, с 1975 председатель Чехословацкого музыкального совета при ЮНЕСКО.
Государственная премия им. К. Готвальда (1955). Народный артист ЧССР (1966).

Слайд 3

Сочинения

Оперы
Примечание. В скобках указаны годы написания
Юро Яношик (Juro Jánošík, 1950—1953)
Бег Баязид (Beg

Сочинения Оперы Примечание. В скобках указаны годы написания Юро Яношик (Juro Jánošík,
Bajazid, 1957)
Мистер Скрудж (Mister Scrooge, по «Рождественским рассказам» Ч. Диккенса, 1959)
Воскресение (по Л. Н. Толстому, 1959—1961)
Игра о любви и смерти (Hra o láske a smrti, по Р. Роллану, 1966)
Кориолан (1970—1972)
Приговор (Rozsudok, 1976—1978)
Осада Быстрицы (Obliehanie Bystrice, 1979—1981)
Из жизни насекомых (Zo života hmyzu, по К.Чапеку, 1984—1986)
Незавершенные
Метеор (1966)
Антигона (1987—1989)
Балет
Балетная музыка «Идиллия» (1944)
Симфоническая музыка
Симфония «Весенняя» (1937)
Симфония «1945 год» (1975)
Симфоническая поэма «Битва» (впервые исполнена на 1-м музыкальном фестивале «Пражская весна» в 1946)
Словацкая сюита
Концертные произведения
Концертино для фортепиано с оркестром (1942)

Слайд 4

Творчество

Творческое кредо Яна Циккера можно охарактеризовать его же словами: «Поиски своего национального

Творчество Творческое кредо Яна Циккера можно охарактеризовать его же словами: «Поиски своего
языка – это неотъемлемая черта каждого национального художника. Национальный склад музыкального мышления живет как тот язык, на котором человек говорит и думает. Я не признаю музыки нейтральной в национальном отношении». Национальная тема получила богатое, художественно убедительное и разнообразное воплощение в творчестве Циккера. Однако два аспекта этой темы все же доминируют – это обобщенная идея пейзажности в оркестровых композициях и сюжеты национальной истории и словацкого эпоса в операх и вокально-хоровых сочинениях.

Слайд 5

Другой темой творчества Циккера стали этические проблемы современности, воплощенные в сюжетах классической

Другой темой творчества Циккера стали этические проблемы современности, воплощенные в сюжетах классической
литературы. Идеи совершенствования личности, нравственного прозрения, к которому приходит человек, преодолевая внутренние конфликты, получили развитие в операх Воскресение (по Л. Толстому), Игра любви и смерти (по Р. Роллану), Кориолан (по У. Шекспиру), Приговор (по Г. Клейсту). Оперное творчество Циккера отличает жанровое разнообразие и широкая амплитуда высказывания – от драмы до комедии, оригинальная интерпретация жанра и мастерское музыкальное воплощение.
Композиторский стиль Циккера характерен синтезом современных ему композиторских техник, но его идейно-эстетической основой всегда оставалось претворение национального материала, выраженного в мелодической и ритмико-гармонической структуре. Благодаря этому аспекту также очевидна особая коммуникативность его музыки, присущий ей гуманистический пафос.

Слайд 6

Опера «Воскресение»

Психологическая драма «Воскресение» - не только центральное произведение в оперном жанре

Опера «Воскресение» Психологическая драма «Воскресение» - не только центральное произведение в оперном
выдающегося словацкого композитора Яна Циккера, но и одна из наиболее значительных опер XX столетия. Отличаясь оригинальной композиционной структурой, она состоит из трех актов, шести картин и трех интермеццо. Ее внешнее действие развивается в картинах, тогда как центр тяжести интермеццо, раскрывающих внутреннее действие, лежит в психологической плоскости. Основное сюжетное отличие оперы Циккера от романа Толстого – смерть главной героини в ее финале. Средства, к которым обращается Циккер для достижения своего замысла исключительно традиционны, но разнообразны. По музыкальному языку «Воскресение» напоминает оперы как Шостаковича и Бриттена, так и немецких экспрессионистов Берга и Кшенека.

Слайд 7

Либретто написано самим композитором (на словацком языке) по одноименному роману (1889-1899) Льва

Либретто написано самим композитором (на словацком языке) по одноименному роману (1889-1899) Льва
Николаевича Толстого.
Премьера: 18 мая 1962 года, Национальный театр, Прага («Vzkříšení», в чешском переводе ) и 22 сентября 1962 года, Словацкий народный театр, Братислава

Слайд 8

В романе Толстого композитор избрал линию развития личных отношений Катюши Масловой и

В романе Толстого композитор избрал линию развития личных отношений Катюши Масловой и
Нехлюдова, поэтому жанр оперы можно определить как мелодраму. Композитор сам написал либретто по роману, пользуясь консультациями русских знакомых.
В «Воскресении» интонационную структуру отличает большая свобода. «Русские нотки» проскальзывают в обращении к модальным структурам, которые в целом преобладают над двенадцатитоновостью и принципами расширенной тональности.
Циккер значительно обогатил вокальную сферу, наполнив ее лирикой в сочетании с декламацией; особенно интересно использование свободных речитативных фрагментов.
Опера «Воскресение» вызвала огромный интерес в музыкальном мире и получила резонанс: в Германии она была отмечена Премией Готфрида фон Гердера за 1966 год, в Чехословакии – Государственной премией К. Готвальда. После премьеры в Праге (18 мая 1962 года) и в Братиславе (12 сентября 1969 года) оперу ставили в других ведущих театрах, интересно вспомнить и постановку Вальтера Фельзенштейна в Берлинской Комической опере.

Слайд 9

Творчество Яна Циккера имеет непреходящее значение не только для словацкой культуры. Его

Творчество Яна Циккера имеет непреходящее значение не только для словацкой культуры. Его
имя по праву может быть названо в ряду основоположников современных национальных композиторских школ Европы. Не случайно в 1979 году композитор стал первым музыкантом Чехословакии, получившим премию ЮНЕСКО.
Произведения Яна Циккера отличают ясность замысла, яркая образность, поэтичность и гуманизм. Главная тема его творчества – тема человеческой личности, развитая во многих произведениях и блистающая многими гранями. Композитор воплотил национальную тему и претворил национальный фольклор на высочайшем уровне композиторского мастерства, не менее значима его роль в развитии современной словацкой композиторской школы. Хотелось бы выразить надежду, что талантливые и высокохудожественные произведения Яна Циккера станут известны и нашей музыкальной общественности.