Язык античных письменных источников. Законы строения стиха и стихотворной строфы

Содержание

Слайд 2

Авторы первых письменных пособий по метрике:
- афинянин Дамон, живший в эпоху Перикла

Авторы первых письменных пособий по метрике: - афинянин Дамон, живший в эпоху
(середина V в. до н. э.);
- Гефестион Александрийский (II в. н. э. );
- Кассий Басс (I в. н. э.);
- Теренциан Мавр (III в. н. э) составил три стихотворных трактата: «De litteris», «De syllabis», «De metris».

Метрика (лат. ars metrica) – наука о законах строения стиха и стихотворной строфы.

Слайд 3

Просодия первоначально имело значение «припев», затем появились значения «ударение» и «количество слога».

Просодия первоначально имело значение «припев», затем появились значения «ударение» и «количество слога».
В последнем значении слово стало термином античной метрики.
Мора - время, необходимое для произношения минимального стихотворного элемента – краткого слога, – (лат. mora – промежуток, время). Краткий гласный равен одной море, что обозначается графически ∪, а долгий гласный по звучанию приравнивается к двум морам и графически обозначается «–» (= ∪∪).

Силлабо-метрическое стихосложение – чередование долгих и кратких слогов.

Слайд 4

Стих (греч. στίχος – ряд, последовательность; лат. versus) – это определенным образом

Стих (греч. στίχος – ряд, последовательность; лат. versus) – это определенным образом
организованная поэтическая строка, которая состоит из ритмически чередующихся сочетаний долгих и кратких слогов.
Стопа - простейшая единица стиха (лат. pes, pedis m), указывает на первоначальное тесное единство стихотворного искусства с пляской и пением.
Ударная часть, т. е. часть, на которую падало ритмическое ударение – иктус (лат. ictus, us m удар), – когда-то первоначально у греков называлась теза или тесис, что соответствует твердой постановке ноги, а неударная – арса или арсис. С V–IV вв. до н. э. арсисом начинают называть ударную часть стопы, а тесисом – неударную.

СТРУКТУРА АНТИЧНОГО СТИХА

Слайд 5

Ударение в стихотворной строке

Ударение ритмическое в стихотворной строке (ictus) может совпадать или

Ударение в стихотворной строке Ударение ритмическое в стихотворной строке (ictus) может совпадать
не совпадать с ударением обычным (accentus):
Aurea / prima sata (e)st // aetas quae / vindice / nullo (Ovid. Metam. I, 89).

Слайд 6

Виды стоп

Спондей / – –/;
Пиррихий /∪ ∪/: военная пляска дорического

Виды стоп Спондей / – –/; Пиррихий /∪ ∪/: военная пляска дорического
происхождения, основателем которой считался Пиррих);
Хорей /– ∪/;
Ямб /∪ –/ : стопа, противоположная хорею, самый архаичный стихотворный размер;
Трибрах /∪∪∪/;
Молос /– – –/ от названия города Молоссия, центра области Эпир на северо-западе Греции;
Дактиль /– ∪∪/;
Анапест /∪∪ –/;
Амфибрахий /∪ – ∪/;
Хориямб /– ∪∪ –/: как явствует из самого названия, данная стопа состоит из соединенных вместе хорея и ямба.

Слайд 7

Метр (мера стихов, стопа) - единица, содержащая главное ритмическое ударение.
Шестистопный ямб,

Метр (мера стихов, стопа) - единица, содержащая главное ритмическое ударение. Шестистопный ямб,
сенар (senarius – состоящий из шести частей): ∪−/∪−/∪−/∪−/∪−/∪−/
Из целей, ради коих я народ собрал,
Какой не выполнив, с себя сложил я власть?
(Г. Церетели)
Дактилический гекзаметр – ∪∪/– ∪∪/–∪∪/–∪∪/–∪∪/–∪
Quadrupe dante pu trem soni tu quatit ungula campum.
Элегический дистих: первая строка – обычный гекзаметр, вторая – дактилический пентаметр:
– ∪∪/ – ∪∪/ – ∪∪/ – ∪∪/ – ∪∪/–∪
– ∪∪/ – ∪∪/ –//– ∪∪/– ∪∪/–
Difficilis facilis, jucundus acerbus es idem:
Nec tecum possum vivere nec sine te.
Трудно с тобой и легко, и приятен ты мне и противен:
Жить я с тобой не могу – и без тебя не могу.
(Ф. Петровский)

Слайд 8

Паузы
Цезура (лат. caesūra от caedo, cecidi, caesum, ĕre 3 резать) –

Паузы Цезура (лат. caesūra от caedo, cecidi, caesum, ĕre 3 резать) –
пауза внутри стопы, обозначается графически //.
Диэресы – паузы между стопами, обозначается графически /.

Слайд 9

ВАЖНЕЙШИЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПОЭТИЧЕСКОЙ СТРОКЕ.

Элизия (лат. elisio, ōnis f - выталкивание):

ВАЖНЕЙШИЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПОЭТИЧЕСКОЙ СТРОКЕ. Элизия (лат. elisio, ōnis f -
гласный в конце предыдущего слова выталкивается (пропускается) перед начальным гласным последующего, пропускаются также конечные гласные с согласным -m (-am, -em, -im, -um):
Átqu(e) ubi iám patriaé
pervént(um) ad límina sédes (Verg. Aen. II, 634).
Афереза (забирание, отнимание). В латинской поэтической школе это отнимание в слове est гласного е, если ему предшествуют слово, которое оканчивается на гласный или гласный + m:
Aurea prima sata (e)st aetas... (Ovid., Met., I, 89);
Orandum (e)st, ut sit mens san(a) in corpore sano (Iuv., Sat., X, 356).
Синереза (схватывание, стягивание) – это стягивание двух соседних гласных в дифтонг:
Italiam fato profugus Laviniaque venit (Verg. Aen. I, 2)
Синкопа (рубка, разрубание) – пропуск слога или букв, например, deum вместо deorum, mi вместо mihi.