Жан Батист Мольер

Слайд 2

400лет назад родился Жан-Батист Поклен, известный под псевдонимом Мольер, - один из величайших французских

400лет назад родился Жан-Батист Поклен, известный под псевдонимом Мольер, - один из
комедийных авторов. Он создал новый комедийный жанр, для которого характерно противопоставление идей и качеств персонажей, и сделал комедию серьезным высоким искусством.
Жан-Батист Поклен родился в Париже. В десятилетнем возрасте он уже потерял мать, а отец, работавший при королевском дворе, обеспечил ему хорошее образование в престижном колледже в Клермоне. Отец рассчитывал, что Жан-Батист пойдет по его стопам, но сын избрал сценический путь. Он взял псевдоним «Мольер», буквально означавший «слово-плющ», и в 1643 г. возглавил «Блистательный театр» - новую парижскую комедийную труппу, состоявшую из 10 человек. Ему был 21 год, и все оставшиеся 30 лет жизни он отдал театру.

Слайд 3

В Париже к тому времени уже было 2 развитых театра, и новый

В Париже к тому времени уже было 2 развитых театра, и новый
театр Мольера не был популярен. Положение было настолько стесненным, что в 1645 году Мольера отправляли в тюрьму из-за связанных с театром долгов. В том же году труппа начала странствовать и следующие 13 лет провела в гастролях по городам Франции. Об этом периоде известно мало, но исследователи полагают, что опыт, обеспеченный многолетними гастролями, оказал на Мольера решающее влияние: он научился работать с другими актерами, авторами, аудиторией, договариваться с городскими властями о выступлениях и в целом организовывать театральный процесс.

Слайд 4

Первый крупный успех пришел к Мольеру 24 октября 1658 г., когда его

Первый крупный успех пришел к Мольеру 24 октября 1658 г., когда его
труппа сыграла пьесу Пьера Корнеля «Никомед» в Луврском дворце перед королем Луи XIV, а затем исполнила легкую комедию «Влюбленный доктор». Представление имело успех и обеспечило Мольеру высочайшее покровительство по крайней мере на 7 лет.
С этих пор Мольер напряженно работал, выдерживая конкуренцию с другими парижскими театрами, прежде всего, Бургундским отелем и театром Марэ. Большим успехом пользовались его ранние комедии-фарсы «Смешные жеманницы» и «Сганарель, или мнимый рогоносец».

Слайд 5

Крупным поворотом, значимым для всего комедийного жанра, стали комедии Мольера начала 1660-х

Крупным поворотом, значимым для всего комедийного жанра, стали комедии Мольера начала 1660-х
гг. «Школа мужей» и «Школа жен». Конкуренты не упускали случая критиковать эти непривычные постановки, в которых характеры персонажей прописывались реалистично и более глубоко, чем было принято в комедийном жанре, а сатирическая направленность комедий обличала недостатки общества. Скандал, возникший вокруг «Школы жен» драматург даже умело использовал, поставив в ответ пьесу, которая называлась «Критика “Школы жен”».

Слайд 6

Не меньшей проблемой для Мольера были конфликты с духовенством и даже со

Не меньшей проблемой для Мольера были конфликты с духовенством и даже со
светской властью. В 1664 году была поставлена первая версия его комедийной пьесы «Тартюф», в которой сатирически изобличались пороки духовенства. Пять лет ему пришлось бороться за эту пьесу с риском, что католическая церковь вовсе не позволит исполнять ее. В конце концов, пьеса вышла в новой редакции с измененным текстом и ставится в театрах по сей день. Худшая судьба ждала пьесу «Дон Жуан, или Каменный пир», поставленную в 1665 г. После 15 представлений автор снял ее с репертуара, опасаясь очередного скандала. При жизни Мольера «Дон Жуан» больше так и не ставился.

Слайд 7

Пьеса «Мизантроп», поставленная в 1666 г., стала одной из вершин творчества Мольера.

Пьеса «Мизантроп», поставленная в 1666 г., стала одной из вершин творчества Мольера.
Он сам исполнял в ней главную роль Альцеста - молодого человека, ищущего правды и изобличающего общественные пороки. Это серьезная и глубокая, настоящая высокая комедия, в которой трагические элементы зачастую вытесняют комические.

Слайд 8

Борьба за «Тартюфф» истощила силы Мольера, и к концу 1660-х гг. он

Борьба за «Тартюфф» истощила силы Мольера, и к концу 1660-х гг. он
чувствовал себя значительно хуже, продолжая напряженно работать. Одна из известных поздних его комедий «Мещанин во дворянстве» 1670 г. была посвящена актуальной теме - движению буржуазии по социальной лестнице и попыткам ее представителей войти в высший свет. Последняя пьеса Мольера «Мнимый больной» была написана и поставлена в 1673 г. 17 февраля во время четвертого ее исполнения Мольер, игравший главную роль, почувствовал себя плохо и вскоре скончался.
Хотя сам Мольер считал, что его пьесы созданы специально для постановок, а не для чтения, по сей день его считают одним из величайших французских и мировых писателей.